Формирование информационной компетенции при изучении темы "Поиск и хранение информации"

Новая педагогика » Формирование информационной компетенции при изучении темы "Поиск и хранение информации"

В настоящее время обработка и хранение информации является важным вопросом в современном мире информационных технологий и трудно представить работу с большими объемами данных без использования информационных систем. Одной из разновидностей этих систем являются системы управления базами данных (СУБД).

Практически все системы, в той или иной степени, связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Хранение информации необходимо организовывать таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. Основным средством хранения данных была бумага.

Автоматизированные информационные системы, основу которых составляют базы данных, появились в 60-х годах XX века в военной промышленности и бизнесе там, где были накоплены значительные объемы данных .

Теперь такие системы используется и для оперативного, эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных форм собственности, телекоммуникационными средствами, информационно-вычислительными, экологическими, радиолокационными и радионавигационными системами управления, ядром той или иной степи являются базы данных (БД). Сегодня, в век новых информационных технологий, неотъемлемой частью информационно грамотного человека является умение работать с базами данных.

Именно для того чтобы использовать базы данных, наиболее эффективно и в полной мере, нужны системы управления базами данных (СУБД), которые предоставляют возможность просмотра этих данных, внесение в них изменений и дополнений с тем, чтобы поддерживать достоверность информации.

Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться создавать примитивную базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различного рода сведениями.

В последние годы в связи с реформой российской школы наметился новый подход к обучению. Задача школы – не просто дать ученику необходимый набор знаний, умений, навыков, а подготовить его к взрослой жизни, попытаться научить его не просто применять знания для решения конкретной задачи, а научить его ставить и решать проблемы, научить применять полученные умения и навыки для решения как повседневных, так и профессиональных проблем. Знание не должно быть отчуждено от учащегося, напротив, он воспринимает его как нечто личное, социально-ценное. Решить эту задачу помогает компетентостный подход в образовании.

Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Они являются сферой отношений, существующих между знанием и действие в практике.

Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у школьника формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Образовательная компетенция- это требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности.

Информационные компетенции- навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ксерокс и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Таким образом, выше сказанное определяет актуальность

выполнения данной выпускной квалификационной работы.

Объектом

исследования

является процесс обучения теме «Поиск и хранение информации» в базовом курсе «Информатика и ИКТ».

Предметом

исследования

является формирование информационной компетенции при обучении данной теме.

Целью

данной выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по формированию информационной компетенции в базовом курсе «Информатики ИКТ» при обучении теме «Поиск и хранение информации».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать, обобщить и систематизировать учебники и учебные пособия, психолого-педагогическую и методическую литературу, и другие источники по теме исследования;

2) выявить состав и структуру информационной компетенции при обучении теме «Поиск и хранение информации»;

3) разработать примерные планы-конспекты уроков, использующие компетентностный подход к обучению.

Для достижения цели и выполнения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования:

1) анализ психолого-педагогической, методической литературы, учебников и учебных пособий;

2) обобщение и систематизация;

3) проектирование структуры информационной компетенции;

4) разработка примерных планов-конспектов уроков.


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Развитие мышления по методики Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению). Итак, мышление начина ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru