В настоящее время обработка и хранение информации является важным вопросом в современном мире информационных технологий и трудно представить работу с большими объемами данных без использования информационных систем. Одной из разновидностей этих систем являются системы управления базами данных (СУБД).
Практически все системы, в той или иной степени, связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации. Хранение информации необходимо организовывать таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.
Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. Основным средством хранения данных была бумага.
Автоматизированные информационные системы, основу которых составляют базы данных, появились в 60-х годах XX века в военной промышленности и бизнесе там, где были накоплены значительные объемы данных .
Теперь такие системы используется и для оперативного, эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных форм собственности, телекоммуникационными средствами, информационно-вычислительными, экологическими, радиолокационными и радионавигационными системами управления, ядром той или иной степи являются базы данных (БД). Сегодня, в век новых информационных технологий, неотъемлемой частью информационно грамотного человека является умение работать с базами данных.
Именно для того чтобы использовать базы данных, наиболее эффективно и в полной мере, нужны системы управления базами данных (СУБД), которые предоставляют возможность просмотра этих данных, внесение в них изменений и дополнений с тем, чтобы поддерживать достоверность информации.
Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться создавать примитивную базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различного рода сведениями.
В последние годы в связи с реформой российской школы наметился новый подход к обучению. Задача школы – не просто дать ученику необходимый набор знаний, умений, навыков, а подготовить его к взрослой жизни, попытаться научить его не просто применять знания для решения конкретной задачи, а научить его ставить и решать проблемы, научить применять полученные умения и навыки для решения как повседневных, так и профессиональных проблем. Знание не должно быть отчуждено от учащегося, напротив, он воспринимает его как нечто личное, социально-ценное. Решить эту задачу помогает компетентостный подход в образовании.
Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Понятие компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Они являются сферой отношений, существующих между знанием и действие в практике.
Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у школьника формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Образовательная компетенция- это требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности.
Информационные компетенции- навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ксерокс и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Таким образом, выше сказанное определяет актуальность
выполнения данной выпускной квалификационной работы.
Объектом
исследования
является процесс обучения теме «Поиск и хранение информации» в базовом курсе «Информатика и ИКТ».
Предметом
исследования
является формирование информационной компетенции при обучении данной теме.
Целью
данной выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по формированию информационной компетенции в базовом курсе «Информатики ИКТ» при обучении теме «Поиск и хранение информации».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать, обобщить и систематизировать учебники и учебные пособия, психолого-педагогическую и методическую литературу, и другие источники по теме исследования;
2) выявить состав и структуру информационной компетенции при обучении теме «Поиск и хранение информации»;
3) разработать примерные планы-конспекты уроков, использующие компетентностный подход к обучению.
Для достижения цели и выполнения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической, методической литературы, учебников и учебных пособий;
2) обобщение и систематизация;
3) проектирование структуры информационной компетенции;
4) разработка примерных планов-конспектов уроков.
Похожие статьи:
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...
Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологических представлений и положительного отношения к объектам природы посредством использования метода графического моделирования использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы ...