Педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. При этом у учащихся формируется «корень духовности», «сердцевина человека – любовь к Родине». И мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке сызмательства и начинается с любви к матери, отцу, дедушке, бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и отечественной истории.
Без таких истоков формирования «корня духовности», без могучих средств народной педагогики, считал педагог, невозможно организовать полноценного воспитания. В своих произведениях В.А. Сухомлинский показывает, опыт воспитания детей в семье, где сохраняются как святыни народные традиции воспитания.
«Хорошие народные традиции живут в семье самого маленького мальчика Данька. Трое детей – 6, 8 и 9 лет остаются на хозяйстве, когда мать и отец на работе. Малыши готовят обед и ужин, доят корову, ухаживают за растениями на огороде … В семье царит уважение к труду, можно сказать, культ труда»
Следуя заветам народной педагогики Сухомлинский использовал все многообразие путей, форм и методов учебно-воспитательной работы. Все направления воспитательного воздействия на учащихся, разнообразие и самобытные формы работы в школе (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты, уроки мышления и др.) раскрывали детям человеческие качества, вызывали восхищение, духом человека, его красотой.
Итак, мы рассмотрели несколько периодов развития нашего общества и увидели, что каждый период влечет изменения в содержании технологии школьного воспитания. Вместе с тем, все педагогики, учитывая особенность воспитывающей среды, считали, что обучение и воспитание детей должно быть направлено на общечеловеческие ценности. А один из главных путей обновления школы – развитие ее на основе народной педагогики. А процесс развития личности в народной педагогике рассматривается как целостный педагогический процесс, многоаспектный, многофакторный, продолжающий длительное время и продолжающий преемственность поколений. Важнейшее в воспитании это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укрепились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину («хлеб – соль»), любая клятва закреплялась богом и хлебом.
Диалектическое становление идей народной педагогики было ориентировано на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направленную ответственность перед собой и миром. Так, например, образ жизни и законы природы были слиты в единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий к природе, будь то сорванный цветок, посажанная в клетку певчая птица или другое животное. Любоваться и наслаждаться их красотой – внушалось с детства, там, где они растут и обитают. Такая позиция была глубоко гуманистической и характерной для многих народов. Это выражается в культе божьей коровки. Для многих народов характерно ловить только крупную рыбу, а мелкую заботливо выпускают в воду со словами: «Плыви и возвращайся большой».
Похожие статьи:
Типы языковых культур учителей
Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями. Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преп ...
Методика развития творческих способностей участников самодеятельности
Руководитель коллектива постоянно сталкивается с необходимостью определения (диагностики) художественно-творческих способностей участников, необходимого для правильной ориентации людей, пришедших в художественную самодеятельность для занятий тем или иным видом искусства. Диагностические данные нужны ему для оптимального художественного развития каждого участника, для осуществления индивидуального ...