Конспект урока «золотые россыпи народной педагогики»

Страница 3

Педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. При этом у учащихся формируется «корень духовности», «сердцевина человека – любовь к Родине». И мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке сызмательства и начинается с любви к матери, отцу, дедушке, бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и отечественной истории.

Без таких истоков формирования «корня духовности», без могучих средств народной педагогики, считал педагог, невозможно организовать полноценного воспитания. В своих произведениях В.А. Сухомлинский показывает, опыт воспитания детей в семье, где сохраняются как святыни народные традиции воспитания.

«Хорошие народные традиции живут в семье самого маленького мальчика Данька. Трое детей – 6, 8 и 9 лет остаются на хозяйстве, когда мать и отец на работе. Малыши готовят обед и ужин, доят корову, ухаживают за растениями на огороде … В семье царит уважение к труду, можно сказать, культ труда»

Следуя заветам народной педагогики Сухомлинский использовал все многообразие путей, форм и методов учебно-воспитательной работы. Все направления воспитательного воздействия на учащихся, разнообразие и самобытные формы работы в школе (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты, уроки мышления и др.) раскрывали детям человеческие качества, вызывали восхищение, духом человека, его красотой.

Итак, мы рассмотрели несколько периодов развития нашего общества и увидели, что каждый период влечет изменения в содержании технологии школьного воспитания. Вместе с тем, все педагогики, учитывая особенность воспитывающей среды, считали, что обучение и воспитание детей должно быть направлено на общечеловеческие ценности. А один из главных путей обновления школы – развитие ее на основе народной педагогики. А процесс развития личности в народной педагогике рассматривается как целостный педагогический процесс, многоаспектный, многофакторный, продолжающий длительное время и продолжающий преемственность поколений. Важнейшее в воспитании это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укрепились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину («хлеб – соль»), любая клятва закреплялась богом и хлебом.

Диалектическое становление идей народной педагогики было ориентировано на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направленную ответственность перед собой и миром. Так, например, образ жизни и законы природы были слиты в единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий к природе, будь то сорванный цветок, посажанная в клетку певчая птица или другое животное. Любоваться и наслаждаться их красотой – внушалось с детства, там, где они растут и обитают. Такая позиция была глубоко гуманистической и характерной для многих народов. Это выражается в культе божьей коровки. Для многих народов характерно ловить только крупную рыбу, а мелкую заботливо выпускают в воду со словами: «Плыви и возвращайся большой».

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...

Тематические вечера
Среди массовых мероприятий по «Технологии» выделяются тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техники, определенной теме. Тематически утренники (вечера) представляют собой мероприятия, главным содержанием которых является сообщение новой для учащихся информации. Разделение их на «утренники» и «вечера» и сами эти термины условны и определяются возрастом учащихся. На ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru