Конспект урока «золотые россыпи народной педагогики»

Страница 4

Согласно традиционному мировосприятию, все, что нас окружает – растения, животные, люди – это создания единой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Когда переступаются нормы и правила общения с живой природой, наступает дисгармония. Это убеждение уяснялось ребенком в раннем детстве. Например, с древних времен существует пословица: «Не разоряй птичье гнездо, будет плохо, накажет всевышний». Не растерять, а сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач обучения и воспитания. И эту задачу можно отнести к современной школе.

Академик Д.С. Лихачев в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу. Чтобы проводить эту работу с учащимися будущий учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Что же составляет основу народной педагогики? Духовная культура, народные традиции, обычаи, обряды, пословицы, составляют основу народной педагогики. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса. Однако все это не может быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования зависит от умения воспитателя использовать все ценное в общем контексте педагогических воздействий.

Без грамотного и достаточно серьезного, научно-обоснованного решения этих вопросов можно столкнуться с тем обстоятельством, что вместо создания национального образования в России мы через несколько лет получим националистическое воспитание.

Давайте посмотрим, чем можно обогатить наши знания по народной педагогике.

А сейчас, поговорим? О чем?

Об этом и о том.

О том, что знаешь ты,

А что-то мне известно, поговорим?

Поговорим, вдруг будет интересно!

У нас в городе есть традиция проводить ярмарки – «Ярмарки мира и солидарности». В училище есть ансамбль народной песни под руководством Н.В. Шестаковой, есть традиции: «Белая акация» - возрождение традиций. Последнее воскресенье ноября объявлено в России Днем матери. Однако в Пермской области этот день отмечался намного раньше. Значит это уже традиция.

Также к народной педагогике относим и пословицы и поговорки, которые составляют богатое наследие народа. Их можно классифицировать по направлениям, в которых отражены требования к различным качествам личности. А знаете ли вы эти пословицы? (К поведению в быту, к скромности и справедливости, к языку, культуре общения).

Итак, мы убедились, что народную педагогику знать надо, и наверное, пришло то время, когда надо собирать золотые россыпи (рассеянные драгоценности). Об этом и говорят документы Министерства образования. Статья 2 Закона РФ «Об образовании» - принципы построения системы образования (Государственный стандарт - зачитать).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»
Под дидактическим обеспечением понимается комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, и используемый для дистанционного образования. Дидактическое обеспечение оценивается по следующим п ...

Разработка учебного программного обеспечения курса дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе
Формирование представлений о программном обеспечении в условиях общеобразовательной школы ведётся на основе учебного программного обеспечения, поэтому важным моментом в методике преподавания курса «Основы информатики и вычислительной техники» выступает его разработка. Разработка учебного программного обеспечения для школьных кабинетов вычислительной техники, которые создаются на базе персональных ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru