Далее, замечательным педагогическим праздником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал своим детям советы. Кто помнит какие? (Как жить, призывал любить Родину, быть трудолюбивыми, быть отзывчивыми к людям, к старшим быть почтительными, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, и в то же время уважать и соблюдать традиции народа).
А основатель педагогики, «отец педагогической науки» Я.А. Коменский уже в первой работе, начатой в 1612 г. «Сокровища чешского языка» проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, географию, записывает чешские пословицы. Именно написанная им «Чешская дидактика» становится предшественницей «Великой дидактики». В его лучших произведениях – «Мудрость старых чехов», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 г.», «Об изгнании из школы косности» и др. выражает глубокое уважение к педагогической культуре народа. Однако с сожалением Коменский отмечал, что уже в его время народ и народные языки находились в величайшем презрении, чем им наносилась величайшая обида, и что всякому народу все должно передаваться на его собственном языке.
Посмотрит дальше. Осмыслив народные традиции воспитания, педагогические явления, к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 века, начала XX века, продолжил путь русский педагог К.Д. Ушинский. Именно ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребности и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.
Как вы думаете, что же лежит в основе педагогической системы Ушинского? Какова идея? В основе лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью … воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах … Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.)
К.Д. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения «Родное слово» и «Детским мир». Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка. НО на этих книгах воспитывались многие поколения («Родное слово» выдержало около 150 изданий). В книгах много басен, сказок, пословиц и т.д.
Время неумолимо движется вперед. Многие педагоги продолжают идеи народности, показывая жизнь народа в фольклоре, сказках, традициях, обрядах.
В.А. Сухомлинский.
Идеи народной педагогики продолжил в своих трудах, в своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. Откуда, где он брал материал? Воодушевление, научные силы он черпал прежде всего из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа – это «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа». Призвание школы в цивилизованном обществе – не только учить и воспитывать детей, но и формировать историческую общность, имя которой – народ.
Похожие статьи:
Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...
Исследование синонимии в современном английском языкознании
Сущность синонимии, синонимических отношений между словами издавна привлекала и привлекает внимание лингвистов, разрабатывающих проблемы семасиологии, «поскольку решение проблем синонимии тесно связано с антонимией и полисемией и ее изучение важно не только для семасиологии, но также и для лексикографии, литературоведения, методики преподавания языка». В современной науке проблема определения син ...