Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 1

Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности.

Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида.

Процесс формирования профессионально-педагогических ценностей длителен и многогранен, исследованию его закономерностей посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов и психологов:

А.А. Реан, Л.М. Митина, А.К. Маркова подчеркивают значимость ценностных ориентаций как регулятора профессионально-педагогической деятельности, определяют механизмы и средства, стимулирующие их формирование.

Н.Н. Никитина, В.П. Зинченко, З.И. Равкин рассматривают аксиологический подход в профессиональном образовании как приоритетное условие формирования профессионально-педагогических ценностей.

Н.А. Асташева определяет структуру процесса интериоризации ценностей, механизмы и условия решения проблемы аксиологического характера.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они объективны, т. к. складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке в виде идей, концепций, теорий. При этом, отличительной особенностью педагогических ценностей, по мнению З.И. Равкина, является то, что, имея принадлежность к конкретной эпохе, они обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода.

Педагогические ценности имеют разные формы и уровни существования. Функционируя в масштабе общества и в сфере профессиональной деятельности, они приобретают общественно-педагогическое, профессионально-групповое и индивидуально-личностное значение.

Общественно-педагогические (социально-педагогические) ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность относительно самостоятельных профессиональных групп, коллективов.

Индивидуально-личностные (личностно-педагогические) ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором отражены цели, мотивы, идеалы, установки и др. мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций.

Ассимилируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, педагог строит свою индивидуально-личностную систему ценностей. Эта система включает:

ценности, раскрывающие значение и смысл профессионально-педагогической деятельности преподавателя (ценности-цели):

концепция личности студента-профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция Я-профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования;

ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства):

концепции педагогического общения;

педагогические техники и технологии педагогического мониторинга и инноватики и др;

3) ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения):

концепция собственной профессиональной позиции, включающая отношение преподавателя к учащимся, самому себе, своей профессиональной деятельности, другим участникам педагогического процесса;

4) ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания):

теоретико-методологические знания о закономерностях формирования личности и деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Формирование волевых качеств с учетом темперамента
Необходимость выделения воли как элемента развиваю­щегося характера ребенка видели многие выдающиеся педа­гоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко). К. Д. Ушинский писал: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно подорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упраж­нения, вы непременно ...

Применение игровых технологий на уроке географии
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru