сохранение предметной «узости» при преподавании отдельных дисциплин;
незавершенность цикла формирования ценностных ориентаций студентов, когда реализуются не все его компоненты;
рассогласованность позиций разных субъектов образования о сущности и содержательном заполнении разных групп социально-педагогических ценностей (самых общих в иерархии системы педагогических ценностей);
традиционность применяемых при организации образовательного процесса форм и технологий при незначительном удельном весе практикоориентированных занятий и др.
Успешность формирования ценностных ориентаций студентов обусловлена как внутренними (мотивы учебно-профессиональной деятельности), так и внешними условиями и факторами, к разряду которых Н.П. Никитина относит:
педагогическую насыщенность и направленность дисциплин специальности;
педагогическую направленность внеаудиторных занятий студентов;
применение активных методов обучения и современных педагогических технологий (рефлексивных, тренинговых и др.);
квазипрофессиональная деятельность (моделирование, создание реальных педагогических ситуаций);
гуманные субъект-субъектные отношения в системах «студент - педагог», «студент – студент» и др.
К действенным средствам формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов колледжа, будущих учителей, по мнению Н.П. Никитиной, так же возможно отнести проведение тренинговых занятий, с целью содействия их личностному и профессиональному саморазвитию.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к разностороннему толкованию метода и обозначению этим термином различных приемов, форм, методов и средств, используемых в психологической практике.
Г.Н. Ковалев относит тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления.
Определение тренинга как метода обучения представляется недостаточным, поскольку приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности трансформацией установок, отношений, мотивационных структур личности.
Другие авторы в сочетании с обучением отметают понятие «опыт».К. Рудестам называет тренинговую форму ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обучения и изменения человека.
Считая понятие «опыт» общим и ключевым для понимания психологического тренинга, О.В. Евтихов предлагает рассматривать групповой психологический тренинг как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
В настоящее время существует достаточно большое количество различных классификаций психологических тренингов. Авторы, занимающееся данной проблемой, применяют для классификации различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения и т.д.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева выделяют следующие задачи психологического тренинга:
1) приобретение знаний по психологии личности, группы, общества;
2) приобретение знаний, умений и навыков общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для общения;
4) развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Перечисленные задачи решаются с помощью следующих видов тренинга:
тренинг делового общения (задачи 1-3);
перцептивный тренинг (задача 4);
тренинг развития личности (задача 5).
Тренинг личностного развития – разновидность тренинга, направленного на совершенствование личностных качеств и самосознания человека, что, в конечном счете, должно способствовать оптимизации его поведения и самореализации. В контексте решения проблем профессионального становления личности, данная цель конкретизируется через рассмотрение основных аспектов (включая и ценностно-смысловой компонент) профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе и в результате проведения тренинговых занятий участники реализуют ряд значимых потребностей: потребность в самоуважении, в целостности «Я», признании со стороны других людей и др., что создает основу для определения перспектив профессионального и личностного саморазвития. Саморазвитие, в свою очередь, предполагает процесс активного, последовательного, позитивного качественного изменения личности, которое является результатом его собственных усилий. Кроме того, саморазвитие рассматривается и как деятельность личности, направленная на изменение (в плане совершенствования или коррекции) уже существующих психических и личностных свойств, например, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей.
Похожие статьи:
Выявления индивидуальных особенностей детей и оказания
психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного
процесса
Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педаго ...
Роль классного руководителя по организации внеклассных мероприятий с учащимися
5-го класса
Роль классного руководителя в системе образования очень велика, т.к. порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во-первых, не уходить от ответа и, во-вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или ...