Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволил установить следующее:
1. Ценности, ценностные отношения представляют собой совокупный культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизнедеятельности личности. Компонентами, составляющими ценностное отношение к окружающей действительности, являются: когнитивный, аффективны, процессуально-деятельностный. Высшим уровнем развития ценностного отношения является собственно - духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.
2. Ценностные отношения динамичны, изменчивы и воспитуемы. Формирование ценностного отношения - сложный процесс, который реализуется посредством различных психологических механизмов, таких как: интериоризации, идентификации, интернализации и этапов. Большинство ученых подчеркивает то, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека.
3. Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на подготовительной стадии профессиональной самореализации индивида. Педагогическая деятельность при этом, рассматривается нами, прежде всего, как средство развития творческого потенциала и как фактор формирования внутренней позиции ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает целенаправленное и поэтапное включение студентов в освоение общечеловеческих и педагогических ценностей.
4. Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется.
5. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, должно осуществляться с учетом возможного влияния на данный процесс факторов и условия, относящихся как к категории внешних, так и внутренних. Среди позитивно влияющих и оказывающих воздействие внешних факторов, нами в качестве средства достижения цели был выбран тот, который связан с необходимостью использования в образовательном процессе колледжа активных методов и технологии обучения. К подобным методам и технологиям следует отнести проведение тренинговых занятий, направленных, прежде всего на коррекцию и развитие существующие системы отношений личности.
Похожие статьи:
Этическая суть и психология науки
В соответствии с известным афоризмом, приписываемым Л.Ландау, но уже давно ставшим достоянием научного фольклора, "Занятие наукой — это самый простой способ удовлетворять свое любопытство за счет государства". Тяга к познанию, во всяком случае, в виде ярко выраженного неодолимого влечения, свойственна далеко не каждому человеку. Многие в гораздо большей степени ощущают необходимость выр ...
Сущность и структура умения обобщать в процессе изучения природы
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления ребенка. Ж. Пиаже считал, что исследование развития логических операций в сознании ребенка позволяет то ...