Леонид Владимирович Занков (1901 - 1977) — советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии.
В 60-е гг. ХХ в. организованная Л. В. Занковым лаборатория в структуре Академии педагогических наук разрабатала технологию развивающего обучения в начальных классах, способствующую общему психическому развитию школьников. Технологию Л. В. Занкова запатентовали в ряде европейских стран (во Франции, Германии, Чехии).Уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Л.В. Занков в книге "Обучение и развитие" идею оптимального развития школьников связал с дидактическими принципами. Вместе с тем предупредил, что не следует смешивать принципы его экспериментальной системы начального обучения с принципами традиционной дидактики (наглядности, сознательности и др.). Его система принципов работает на достижение более высокой эффективности в развитии школьников.
Основные принципы.
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии.
• Урок имеет гибкую структуру.
• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному
• Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.
Дидактическая система Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Некоторые исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Благодаря творчеству учителей-новаторов к началу 90-х годов прошлого столетия стали популярными технологии В. Ф. Шаталова, Н. П. Гузика, И. М.Чередова, С. Н. Лысенковой и другие.
Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, педагоги пришли к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.Основным понятием решения изобретательных задач являются противоречия. В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге "Проблемы развивающего обучения" изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка".
Технология развивающего обучения Эльконина — Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников.
мышление школьник обучение система
Похожие статьи:
Формы и виды внеучебной деятельности
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание ...
Общение как средство педагогического сотрудничества
общение педагогический диалогический невербальный Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Общение
, или коммуникация, – широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания ме ...