По мере накопления опыта совместной групповой деятельности учащиеся сами распределяют свои функции в выполнении группового задания и сами корректируют ход своей работы.
В непринужденной обстановке общения, осознавая право каждого члена группы советоваться с товарищами, ученики обращаются друг к другу и к учителю за помощью, пользуются справочным материалом.
Групповые формы работы активизируют внимание, память и волю даже учащихся с невысоким уровнем обученности. Дело в том, что, работая в микроколлективе, каждый ученик группы не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. При затруднении он может рассчитывать на помощь более "сильного" ученика. Таким образом, каждый член группы старается быть не хуже других и, чувствуя "плечо товарища", скорее приобщается к активной деятельности. Поэтому групповая работа способствует повышению мотивации на уроках иностранного языка.
Итак, предпосылки для возникновения коммуникативной мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих организационных формах урока. Все это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы.
Лингвопознавательная мотивация является разновидностью внутренней мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи.
Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через коммуникативную мотивацию, и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся в языковом материале.
Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно поэтому время от времени прибегать к приему, делающему эту связь наглядной. Учитель говорит: "Сегодня мы будем говорить о…Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?" Таким образом, создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каждом конкретном случае подходящее слово из множества вариантов его значения. Мотивация при этом возрастает. Замечено также, что и запечатление в памяти лексики тоже усиливается. Работа над каким-либо проектом является отличным стимулом для расширения и углубления языкового материала.
Важны для учащихся в практическом плане и интересны с общеобразовательной точки зрения структурные особенности немецкого языка, которые проявляются в языке прессы, например, определенная лаконичность и языковая экономия, достигаемая при помощи образования сложных слов, главным образом в существительных и прилагательных (der Parkplatzschaden, restaurirungsbeduerftig), опущение членов предложения в газетных заголовках, использование в языке прессы цитат из национальной литературы, крылатых выражений.
Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, то есть мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы.
Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. Здесь можно применить такую тавтологию: нужно учить учащихся учиться. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить нельзя.
Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Л.Н.Толстой сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик".
Похожие статьи:
Профессиональное самосознание педагога как часть его профессиональной
культуры
Основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональн ...
Формирование коммуникативной компетентности у студентов
Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части ...