При всем многообразии форм любительства конкретные занятия, составляющие целевую деятельность объединений, сводятся к немногим, психологически и педагогически своеобразным основным видом. Это учеба творческая, поисково-исследовательская и пропагандистско-организаторская деятельность, как правило, клубные коллективы практикуют несколько видов деятельности при ведущей роли одного (исследование сочетается с учебой, творческая работа с репродуцированием и т.д.) Содержательное и видовое многообразие целевой деятельности служит важной предпосылкой жизнеспособности и продуктивности самодеятельного объединения.
В любом объединении его участники стремятся к овладению определенных специфических знаний, умений, навыков. Для решения этой общеколлективной задачи осуществляется обучение, т.е. целенаправленный, специально организованный процесс овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. В одних случаях этим процессом руководит профессиональный работник, т. е. преподаватель, в других самостоятельная учеба, в-третьих – самообучение.
Характерной особенностью учебы в коллективе является многосторонность: заметная часть времени должна быть отведена расширенному обучению и культурного кругозора участников. Цементирует многогранную учебу и самообучение сознательно поставленная и квалифицированно разработанная воспитательная цель; формирование гармоничной и активной личности.
Рассмотрим основные особенности содержания и организации учебных занятий в клубных объединениях.
1) Учет условий свободного времени. Объем материала должен быть несколько уменьшен по сравнению с тем, что преподается в учебных заведениях и профессиональных коллективах.
2) Акцент на овладение практическими навыками. Пропорции теоретических и практических занятий смещены в сторону практики. Колле5ктивы обычно обращаться к теоретическим вопросам в той последовательности, которая диктуется решением творческих задач. Учеба представляет собой, по выражению К.С. Станиславского, «школу на ходу». Практическая направленность проявляется в резком преобладании реального материала упражнений над условно-дедактическим.
3) Индивидуализация обучения. Разрабатывается программа, существенно отличающаяся от профессиональной, т.е. она индивидуальна, что создает для педагога руководителя большие трудности, но иного пути не существует.
4) Своеобразие отношений субъекта и объекта обучения. В кружке, где есть руководитель – профессионал его влияние существенно дополняется взаимовлиянием кружковцев: опытные и авторитарные члены коллектива получают статус ассистентов (репетиторов). В не кружковых коллективах принцип взаимной передачи знаний и умений главенствует.
5) Гибкость учебного процесса. Она обусловлена, прежде всего, необходимостью оперативно откликается на актуальные события, что приводят к резкому изменению текущих планов. Может также измениться темп овладения теорией и мастерством, что приведет к коррективам в первоначальном плане занятий. Могут появиться инициативные предложения кружковцев. Опытные руководители стремятся периодически менять характер занятий, ибо шаблон, стандартность противопоказаны творчеству и противоречат духу клубной деятельности. Но гибкость плана отнюдь не означает возможность учебы без четкого плана. Именно подвижность отдельных его звеньев заставляет особенно целеустремленно строить процесс в целом.
6) Активность участников объединения. Добровольность, самостоятельность, одновременное использование основных методов обучения словесных, наглядных, практических и ряд других факторов порождает высокую и многообразную активность самих участников объединения.
7) Соблюдение ряда методических правил кружковых занятий. Эти правила в модифицированной форме доступны любому объединению:
а) Сочетание теоретического и практического обучения;
б) Закрепление знаний и навыков перед очередным продвижением вперед;
в) Использование в различных форматах и пропорциях теоретического материала и упражнений;
г) Четкое выделение ведущих элементов в теме каждого занятия;
д) Периодическое использование нестандартных по содержанию и методике занятий (это особенно важно для кружков, специфика целевой деятельности которых ведет к однообразию плановых занятий).
Похожие статьи:
Значение творческих способностей для развития младшего
школьника
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития ...
Размерность фрактала
В евклидовой геометрии есть понятие размерности: размерность отрезка — единица, размерность круга — два, шара — три (или: прямая - 1, плоскость - 2, .). Например, если мы будем измерять длину отрезка, то, например, метровых отрезков в нём будет N, полуметровых 2N, дециметровых — 10N и так далее. В данном случае наблюдается прямая пропорциональная зависимость. В случае измерения площади мы уже пол ...