Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований

Новая педагогика » Организация учебного процесса в клубных формированиях и творческих коллективах » Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных формирований

Страница 4

Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих мотивов:

1) Перед руководством встает задача синтезировать личные устремления, т.е. с первых шагов надо выдвигать крупные, социально значимые цели. С особым вниманием нужно относиться (замечать, поощрять, стимулировать) к любым проявлениям новых форм сотрудничества, разумного согласования кружковцами своих желаний и стремлений. Важно отмечать каждый совместно взятый рубеж публичным отчетом коллектива, показом результатов общего труда и т.п

2) Развитие мотивов участия в объединении должно определяться освоением общих целей коллектива; Это развитие – важный показатель эффективности воспитательного процесса. Здесь благоприятны такие факторы, рост осознанности мотивации ее обогащение; стремление к многоплановому общению с коллегами, желание активно пропагандировать любимое занятие, отстаивать часть и повышать репутацию коллектива. Подобные факты в итоге приводят к принципиально важному результату, вытеснению негативных мотивов участия некоторых любителей в объединении.

3) Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» должны включать как можно больше число кружковцев. Это ускоряет взаимное узнавание, помогает становлению структуры неформальных отношений в коллективе.

4) Истинно коллективное действие строится на взаимном уважении и многостороннем интересе к коллегам, развивается на позитивном эмоциональном фоне, когда успех товарища воспринимается, не менее горячо, чем собственный, а общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

Универсальным регулятором в объединениях может быть общественное мнение. Объединяя суждения многих заинтересованных лиц и хорошо информированных людей, оно, как правило, оказывается компетентным и объективным, его оценки подлежит практически вся деятельность кружковца – в коллективе вне него. Приняв оценочные критерии коллектива, человек сам ставит себя под постоянный контроль. В клубном объединении общественное мнение высшая инстанция: любые цели и задачи получают организующую силу лишь после одобрения их общественным мнением, также как поощрения и порицания эфоритивны лишь при опоре на общественное мнение.

Важную роль в становлении коллектива играют традиции клубной самодеятельности. Ведущей является традиция старательного служения обществу, активного, преобразующего вторжения в жизнь – в противовес узко понимаемому удовлетворению личных интересов.

Важна и традиция широкого сотрудничества, взаимопомощи, внимания к коллегам. В лучших коллективах интерес и участие друг к другу выходят за пределы учебно-творческой работы, охватывают все стороны жизни кружковцев. Коллективные связи имеют в настоящее время тенденцию распространяться на свободное время в целом: совместные посещения музеев, семейные праздники, летний отдых. Внекружковые формы общения высоко ценятся членами объединений и заслуживают широкого развития.

Помимо традиций в жизни клубных объединений заметную роль играют обычаи. Часть из них связана с приемом в коллектив, ответственность этого события памятным и красивым. Сама процедура приема часто сопровождается вручением значка, сувениров, эмблемы. В этой связи следует считать полностью оправданной ритуализацию отдельных моментов жизни объединения, т. е. придание по символичности, выразительности, красоты и общеобязательности.

Все большее распространение находит обычай регулярно приглашать на занятия гостей, публику « дни открытия дверей». Не менее важны периодические встречи с профессиональными мастерами культуры.

Высший знак признания заслуг члена объединения – организация бенефиса, выставки персонального творческого отчета перед широкой аудиторией.

Организационное идейно-нравственное и творческое совершенствование клубного объединения требует от клубных работников ряда объективно существующих факторов. Общая цель определяет собой конкретные задачи коллектива. Совокупность согласованных, закономерно распределенных во времени «ближних», «средних», и «далеких» задач и есть система перспективных линий.

- Ближняя перспектива охватывает ближайшие цели и их реализацию в пределах сегодняшних возможностей кружковцев. Все этапы решения поставленных задач просматриваются от начала до конца. Эта перспектива сохраняет свое значение и на всех этапах достижения общей, конечной цели, как заметил А.С. Макаренко, «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Воображение и творчество
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно разл ...

Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности . Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на проц ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru