Теоретический аспект профессионального саморазвития

Новая педагогика » Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов » Теоретический аспект профессионального саморазвития

Страница 1

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. В связи с этим становится очевидным

необходимость определения концептуальных подходов к профессиональному развитию студентов в вузе и обоснование необходимости их профессионального саморазвития.

1. Психодинамическая теория. Имея своей теоретической основой работы З. Фрейда, данная теория обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта Согласно этой теории, профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов:

1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З. Фрейд, К. Хорни), «зависти к материнству» (К. Хорни), комплекса неполноценности (А. Адлер)

2. Сценарная теория. Развиваемая американским психотерапевтом Э. Берном, данная теория также объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни. В важнейших ее аспектах (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т. е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека

3. Теория профессионального развития Д. Съюпера. Согласно данной теории, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Его утверждения относительно профессии определяют профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции образуют словарь понятий, предсказывающий профессиональный выбор. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

4. Теория профессионального выбора американского исследователя Д. Холланда. Данная теория выдвигает положение о том, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский или конвенциальный. Каждый тип — продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Он стремится окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т. е. создает соответствующую своему типу среду. Таким образом личность «выучивается» предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии

5. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга. В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Э. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что люди могут менять род профессий на протяжении всей трудовой деятельности, причем существует группа людей, самопроизвольно меняющих профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия, и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Учим через игру
В начальных классах, особенно в первом классе, работа по энергосбережению реализуется посредством максимального использования дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знан ...

Требования к организации факультативных занятий по математике
Основные задачи факультативных занятий по математике в средней школе - это углубление математических знаний учащихся; развитие способностей и познавательных интересов школьников. Факультативные занятия призваны вырабатывать у учащихся стремление самостоятельно добывать знания, формировать навык работы с дополнительной литературой. Индивидуализация обучения в процессе факультативных занятий приобр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru