Однако, студенты пока еще имеют весьма смутное представление о своих идеалах, образах, к которым нужно стремиться. Самостоятельно никто из них не может четко сформулировать ближайшие цели, как правило, на этой стадии, цель для всех едина – получить диплом. Они не в состоянии серьезно подойти к решению той или иной профессиональной проблемы или задачи, ответы на вопросы, как правило, являются воспроизведением ранее услышанного или увиденного, а поведение в предложенных ситуациях сконцентрировано на подражании кому-либо.
Результатом прохождения этого этапа должно стать формирование у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности. Для этого необходима специально организованная система педагогических мероприятий.
Следующий этап профессионально-личностного саморазвития –самовыражение – реализуется в условиях собственно профессиональной подготовки. Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, профессиональных знаний и умений. Характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного студента таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной и профессиональной самореализации. Студенты начинают логично рассуждать, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся пополнить знания о себе как будущем профессионале. Постепенно происходит соотнесение усвоенных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Формируются навыки саморегуляции. Появляются первые прогнозы собственных результатов.
Данная стадия в профессионально-личностном саморазвитии будущего экономиста характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, устойчивыми навыками самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые студенты считают наиболее благоприятными.
Результатом этого этапа профессионально-личностного саморазвития должны стать актуализация способности будущих экономистов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности.
Третий этап – устойчивого саморазвития – предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего специалиста. Результатом данного этапа должна стать актуальная потребность у будущего экономиста в дальнейшем саморазвитии, сформированная субъектность.
Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах студента личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития Таким образом, можно сказать, что профессиональное саморазвитие будущих специалистов — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (когда профессионализм становится ценностью для личности) Следовательно, к основным ступеням профессионального саморазвития можно отнести профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессиональное совершенствование.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Похожие статьи:
Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: - повышение уровня педагогической культуры родителей; - посещение ...
Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...