Определено, что ведущие профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности, базовые — являются основой для формирования всех систем профессионально важных качеств; вокруг них объединяются и структурируются все другие качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и ее основных действий
В психологической науке профессиональное развитие рассматривается как процесс профессионализации и исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.
Так, В. А. Машин рассматривает профессиональное развитие как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который «направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности» Л. М. Митина, сравнивая личностное и профессиональное развитие, отмечает «процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации», определяет взаимосвязь профессионального развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации». Она выделяет три стадии профессионализации: адаптация, становление и стагнация, а рассмотрение профессионального развития как непрерывного процесса самопроектирования личности позволяет вычленить три стадии ее перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию.
А. К. Маркова рассматривает профессиональное развитие как появление в психике человека новых качеств профессионала: овладение новыми профессионально важными качествами, либо изменение ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств То есть профессиональное развитие, по мнению А. К. Марковой, — это и становление профессионала, и его последующее изменение, которое может быть и прогрессивным, и регрессивным.
Описывая виды профессиональной компетентности, А. К. Маркова раскрывает индивидуальную компетентность, выделяя такую сторону труда, как целостное профессиональное саморазвитие, содержательными характеристиками которого являются:
— профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала;
— постоянное самоопределение;
— саморазвитие профессиональных способностей;
— самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни и др.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания студента называют потребность в самосовершенствовании.
Выделяют следующие этапы профессионально-личностного саморазвития студентов. (Рис 2)
Рисунок 2 Этапы профессионального саморазвития студентов
Первый этап – самоопределение. Начинается он на первом курсе, в это время происходит формирование компонентов профессионально-личностного саморазвития: самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления будущего экономиста. Цели пока носят глобальный или размытый характер, представления о себе, как о специалисте, о способах профессиональной деятельности весьма неопределенны.
Студенты затрудняются самостоятельно выделить причины неудач, ошибки и промахи при выполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии может быть либо заниженной, либо завышенной. Они также испытывают трудности в самоорганизации, считают, что гораздо проще работать под руководством преподавателей. Очень часто они боятся выхода на производственную практику.
На этом этапе будущий специалист характеризуется формированием навыков самоосознания, развитием рефлексивных и эмпатийных способностей, актуализацией интереса к общепрофессиональным дисциплинам, развитием у них способности к профессиональной интерпретации явлений и событий, формированием позитивного принятия себя и других, альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем. Студенты-первокурсники проявляют живой интерес к выявлению своих индивидуальных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Они с интересом моделируют различные профессиональные ситуации, выступая в них в качестве специалиста, демонстрируют свои знания.
Похожие статьи:
Содержание и характер домашней работы младшего школьника
Домашняя работа учащихся при обучении математике нужна. В ходе домашней работы укрепляются вырабатываемые навыки, создаются данные для тренировки детей в независимом использовании приобретенных под руководством педагога познаний. Впрочем, исследуя навык, приходится констатировать, что одним из типичнейших изъянов в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащи ...
Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе
При организации факультативного курса важную роль играет дидактическое обеспечение. Правильно подобранное дидактическое обеспечение поможет правильно достичь поставленных целей и задач факультативного курса, донести качественную и интересную информацию до учащихся. Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными ...