Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами

Новая педагогика » Типология диктантов и методика их проведения в современной школе » Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами

Страница 2

Существенное значение в работе по формированию орфографических умений имеет дидактический словарно-орфографический материал. К нему предъявляются следующие требования: в нем должны быть представлены все варианты, если изучается вариантная орфограмма; все трудные случаи в применении изучаемого правила. При этом надо иметь в виду пропорциональность их представления в текстах упражнений, используемых учителем.

Для формирования умения писать слова с изученными орфограммами используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты.

Списывание опирается на зрительную и моторную виды памяти. Определённую роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, производимое учеником в момент письма. Списывание бывает двух видов: осложнённое (с пропуском орфограмм) и неосложнённое (без пропуска орфограмм).

Неосложненное списывание используется для обучения детей, во-первых, умению находить орфограммы, во-вторых, графическому обозначению условий выбора правильных написаний. Осложненное списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы (в морфеме или между морфемами) и остальных условий выбора. При осложненном списывании учащиеся прежде всего указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма, или две соседние морфемы, если пропущена небуквенная орфограмма. Далее учащиеся вспоминают остальные условия выбора и решают, какая орфограмма была пропущена, во время списывания вставляют ее.

Осложненному списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся. Зрительная подготовка состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Они записываются на классной доске или проецируются на экране; в них графически обозначаются условия выбора изучаемых орфограмм. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя пропущенные орфограммы. Словесная подготовка заключается в (предварительном, до записи) обосновании выбора орфограмм на месте пропусков. Зрительно-словесная подготовка сочетает в себе элементы обоих видов подготовки.

Обычно списывание считается лёгким видом работы. Однако результаты специально проведённых исследований (В.А. Добромыслов, Н.Н. Китаев, Н. Н. Алгазина) говорят о том, что при списывании текста учащиеся делают немногим меньше ошибок, чем при диктовке этого же текста (количество ошибок соотносится как 100:120) .

Для списывания хорошо использовать недеформированные тексты, потому что они развивают у учащихся способность видеть орфограммы. В деформированных же текстах внимание учащихся сосредотачивается на пропущенных буквах, и в этом случае они испытывают серьёзные затруднения в нахождении необходимого орфографического правила.

В качестве текстов для списывания лучше использовать фрагменты из произведений русской классической литературы, устного народного творчества, которые изучались в этом классе.

В начале учебного года в 5 – 7 классах рекомендуется дать учащимся памятку «Как списывать текст», в которой указана последовательность их действий:

1. прочитайте внимательно текст;

2. выясните смысл незнакомых слов;

3. выпишите эти слова. Подчеркните в них все орфограммы. Составьте с каждым из данных слов словосочетание или предложение;

4. чётко проговорите текст про себя;

5. спишите текст.

Данная памятка нацеливает учащихся на изучающее чтение, поиск незнакомых слов и слов, трудных для правописания. Текстуальное, дословное списывание с правильных образцов в качестве наиболее эффективного метода владения грамотным письмом рекомендовали многие русские педагоги (В.П. Шереметевский, А.И. Томсон и другие). Однако есть у этого метода и противники (К.Д. Ушинский, А.В. Текучёв и другие), которые придерживались мнения, что списывание с готового текста является одним из самых малоэффективных методов обучения орфографии. Противоречивые взгляды, установившиеся на текстуальное дословное списывание, не дают оснований резко отрицательно относится к этому методу.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Физическая культура в системе воспитательной деятельности
Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции: воспитательную, образовательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, экономическую (М.Я.Виленский, Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева Л.П.Матвеев, В.И.Пономарев). Практики и теоретики физической культуры утверждают тот факт, что занятия физическими упражнениями и спортом создают возмож ...

Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он прояв ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru