Существенное значение в работе по формированию орфографических умений имеет дидактический словарно-орфографический материал. К нему предъявляются следующие требования: в нем должны быть представлены все варианты, если изучается вариантная орфограмма; все трудные случаи в применении изучаемого правила. При этом надо иметь в виду пропорциональность их представления в текстах упражнений, используемых учителем.
Для формирования умения писать слова с изученными орфограммами используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты.
Списывание опирается на зрительную и моторную виды памяти. Определённую роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, производимое учеником в момент письма. Списывание бывает двух видов: осложнённое (с пропуском орфограмм) и неосложнённое (без пропуска орфограмм).
Неосложненное списывание используется для обучения детей, во-первых, умению находить орфограммы, во-вторых, графическому обозначению условий выбора правильных написаний. Осложненное списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы (в морфеме или между морфемами) и остальных условий выбора. При осложненном списывании учащиеся прежде всего указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма, или две соседние морфемы, если пропущена небуквенная орфограмма. Далее учащиеся вспоминают остальные условия выбора и решают, какая орфограмма была пропущена, во время списывания вставляют ее.
Осложненному списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся. Зрительная подготовка состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Они записываются на классной доске или проецируются на экране; в них графически обозначаются условия выбора изучаемых орфограмм. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя пропущенные орфограммы. Словесная подготовка заключается в (предварительном, до записи) обосновании выбора орфограмм на месте пропусков. Зрительно-словесная подготовка сочетает в себе элементы обоих видов подготовки.
Обычно списывание считается лёгким видом работы. Однако результаты специально проведённых исследований (В.А. Добромыслов, Н.Н. Китаев, Н. Н. Алгазина) говорят о том, что при списывании текста учащиеся делают немногим меньше ошибок, чем при диктовке этого же текста (количество ошибок соотносится как 100:120) .
Для списывания хорошо использовать недеформированные тексты, потому что они развивают у учащихся способность видеть орфограммы. В деформированных же текстах внимание учащихся сосредотачивается на пропущенных буквах, и в этом случае они испытывают серьёзные затруднения в нахождении необходимого орфографического правила.
В качестве текстов для списывания лучше использовать фрагменты из произведений русской классической литературы, устного народного творчества, которые изучались в этом классе.
В начале учебного года в 5 – 7 классах рекомендуется дать учащимся памятку «Как списывать текст», в которой указана последовательность их действий:
1. прочитайте внимательно текст;
2. выясните смысл незнакомых слов;
3. выпишите эти слова. Подчеркните в них все орфограммы. Составьте с каждым из данных слов словосочетание или предложение;
4. чётко проговорите текст про себя;
5. спишите текст.
Данная памятка нацеливает учащихся на изучающее чтение, поиск незнакомых слов и слов, трудных для правописания. Текстуальное, дословное списывание с правильных образцов в качестве наиболее эффективного метода владения грамотным письмом рекомендовали многие русские педагоги (В.П. Шереметевский, А.И. Томсон и другие). Однако есть у этого метода и противники (К.Д. Ушинский, А.В. Текучёв и другие), которые придерживались мнения, что списывание с готового текста является одним из самых малоэффективных методов обучения орфографии. Противоречивые взгляды, установившиеся на текстуальное дословное списывание, не дают оснований резко отрицательно относится к этому методу.
Похожие статьи:
Применение интерактивных методов при изучении темы "Коэволюция науки и
общества"
наука знание экологический коэволюция В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обуче ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Причины возникновения олигофрении могут быть различными: -Наследование. Заболевания, сопровождаю ...