Существенное значение в работе по формированию орфографических умений имеет дидактический словарно-орфографический материал. К нему предъявляются следующие требования: в нем должны быть представлены все варианты, если изучается вариантная орфограмма; все трудные случаи в применении изучаемого правила. При этом надо иметь в виду пропорциональность их представления в текстах упражнений, используемых учителем.
Для формирования умения писать слова с изученными орфограммами используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты.
Списывание опирается на зрительную и моторную виды памяти. Определённую роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, производимое учеником в момент письма. Списывание бывает двух видов: осложнённое (с пропуском орфограмм) и неосложнённое (без пропуска орфограмм).
Неосложненное списывание используется для обучения детей, во-первых, умению находить орфограммы, во-вторых, графическому обозначению условий выбора правильных написаний. Осложненное списывание учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний, которые по отношению к ней являются ошибочными. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы (в морфеме или между морфемами) и остальных условий выбора. При осложненном списывании учащиеся прежде всего указывают морфему, в которой пропущена буквенная орфограмма, или две соседние морфемы, если пропущена небуквенная орфограмма. Далее учащиеся вспоминают остальные условия выбора и решают, какая орфограмма была пропущена, во время списывания вставляют ее.
Осложненному списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся. Зрительная подготовка состоит в восприятии отдельных слов, правописание которых затрудняет учащихся. Они записываются на классной доске или проецируются на экране; в них графически обозначаются условия выбора изучаемых орфограмм. Далее учащиеся списывают текст упражнения, вставляя пропущенные орфограммы. Словесная подготовка заключается в (предварительном, до записи) обосновании выбора орфограмм на месте пропусков. Зрительно-словесная подготовка сочетает в себе элементы обоих видов подготовки.
Обычно списывание считается лёгким видом работы. Однако результаты специально проведённых исследований (В.А. Добромыслов, Н.Н. Китаев, Н. Н. Алгазина) говорят о том, что при списывании текста учащиеся делают немногим меньше ошибок, чем при диктовке этого же текста (количество ошибок соотносится как 100:120) .
Для списывания хорошо использовать недеформированные тексты, потому что они развивают у учащихся способность видеть орфограммы. В деформированных же текстах внимание учащихся сосредотачивается на пропущенных буквах, и в этом случае они испытывают серьёзные затруднения в нахождении необходимого орфографического правила.
В качестве текстов для списывания лучше использовать фрагменты из произведений русской классической литературы, устного народного творчества, которые изучались в этом классе.
В начале учебного года в 5 – 7 классах рекомендуется дать учащимся памятку «Как списывать текст», в которой указана последовательность их действий:
1. прочитайте внимательно текст;
2. выясните смысл незнакомых слов;
3. выпишите эти слова. Подчеркните в них все орфограммы. Составьте с каждым из данных слов словосочетание или предложение;
4. чётко проговорите текст про себя;
5. спишите текст.
Данная памятка нацеливает учащихся на изучающее чтение, поиск незнакомых слов и слов, трудных для правописания. Текстуальное, дословное списывание с правильных образцов в качестве наиболее эффективного метода владения грамотным письмом рекомендовали многие русские педагоги (В.П. Шереметевский, А.И. Томсон и другие). Однако есть у этого метода и противники (К.Д. Ушинский, А.В. Текучёв и другие), которые придерживались мнения, что списывание с готового текста является одним из самых малоэффективных методов обучения орфографии. Противоречивые взгляды, установившиеся на текстуальное дословное списывание, не дают оснований резко отрицательно относится к этому методу.
Похожие статьи:
Выводы и рекомендации по использованию игровых технологий на уроках
географии
Необходимо систематизировать полученные в ходе изучения литературы и подтвержденные исследованием, сведения о традиционной форме и инновационной форме урока. По проведенному исследованию можно сделать вывод, что традиционные и инновационные формы урока с применением игровых технологий имеют как недостатки, так и достоинства. Несмотря на высокую степень эффективности инновационных форм урока в про ...
Содержательно-организационная модель интеграции
внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней и ...