Необходимо систематизировать полученные в ходе изучения литературы и подтвержденные исследованием, сведения о традиционной форме и инновационной форме урока. По проведенному исследованию можно сделать вывод, что традиционные и инновационные формы урока с применением игровых технологий имеют как недостатки, так и достоинства.
Несмотря на высокую степень эффективности инновационных форм урока в процессе социализации личности учащихся, не следует их абсолютизировать. Практика проведения уроков в инновационных формах с применением игровых технологий свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать абстрактный результат. Это объясняется различным потенциалом нетрадиционных форм урока и традиционных форм в реализации целей обучения и тем, что каждый из форм есть свои сильные и слабые стороны.
В концептуальном блоке приоритет принадлежит инновационным формам урока с их субъективной позицией, обеспечивающей коммуникативный диалог учащихся, в то время как уроки в традиционной форме несколько снижают познавательную активность школьников.
Содержательный блок выравнивает позиции традиционных и инновационных форм урока. Первые обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего объёма информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и четкой логической, последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков. Вторые предполагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую её проблематику.
В процессуальном блоке преимущество, на стороне инновационных форм урока. С одной стороны, традиционные формы урока обладают четкой структурой и организацией, возможностью контроля со стороны учителя за временными рамками, ходом урока, а также предсказуемостью и диагностичностью результатов обучения. Но с другой стороны, данные формы характеризуются шаблонностью, однообразием, низким уровнем самостоятельности и пассивной познавательной позиции учащихся. Это объясняется вербальными методами обучения, носящими преимущественно репродуктивный характер. Инновационные формы урока с применением игровых технологий, напротив, задействуют внутренние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно-оценочный, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности. Однако именно в данном блоке содержатся основные затруднения при использовании инновационных форм урока в школьной практике: большая затратность временного фактора, большая эмоциональная нагрузка на учителя и учащегося, меньшая возможность контроля со стороны учителя за временными рамками, содержанием и ходом урока, затруднения в прогнозировании результатов и диагностике процессе обучения. Но мастерство и профессионализм учителя помогают успешно преодолеть эти трудности.
Сравнительный анализ показывает, что традиционные формы урока теоретически имеют более ограниченные возможности для социализации личности учащихся. Их сильные стороны затрагивают, в основном, организационные компоненты урока и являются «внешними» по отношению к личности школьника. Инновационные формы урока с применением игровых технологий базируются на принципах, которые в конечном итоге позволяют задействовать механизм интериоризации, обеспечивающий перевод внешних воздействий во внутренний план личности.
Похожие статьи:
Основы научных методов и характер научных революций
Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое ...
Исследование синонимии в современном английском языкознании
Сущность синонимии, синонимических отношений между словами издавна привлекала и привлекает внимание лингвистов, разрабатывающих проблемы семасиологии, «поскольку решение проблем синонимии тесно связано с антонимией и полисемией и ее изучение важно не только для семасиологии, но также и для лексикографии, литературоведения, методики преподавания языка». В современной науке проблема определения син ...