игровой урок география знание
Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок — нечто застывшее и нерушимое.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Одной из эффективных форм инновационных форм обучения является игровые уроки. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев знания не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимся. В чем новая роль учителя в условиях личностно-ориентированного, значимого для ученика обучения? В первую очередь в том, что учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельностью учащихся, направляемой на решение проблем. В чем изменяется роль ученика? Прежде всего в том, что ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию "игра". Что такое игра? Игра — это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу.
Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе "имитационных" игр. Данная классификация базируется, как правило, на двух признаках: наличие модели процесса (деятельности), наличие ролей. При этом считается, что методы, использующие моделирование деятельности, относятся к имитационным.
Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификациях игр.
Имитационно-ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно "сыграть" роль, взятую из реальной жизни. Собственно подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Разработка этой идеи (ситуации) до степени структурированности и содержательной наполненности, пригодной для разыгрывания, проходит три больших этапа. Выбор вида разыгрывания ролей, лучше всего подходящего для вашего случая. Наиболее известны следующие виды разыгрывания ролей:
1. Представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории, описанной в литературе, в печати.
2. Выход за пределы реально происходящей истории, например, разработка ситуации, связанной с тем, что стало бы с животным миром Украины, если бы там вырубили лесозащитные полосы.
Похожие статьи:
Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека . Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований ...
Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...