В соответствии с известным афоризмом, приписываемым Л.Ландау, но уже давно ставшим достоянием научного фольклора, "Занятие наукой — это самый простой способ удовлетворять свое любопытство за счет государства".
Тяга к познанию, во всяком случае, в виде ярко выраженного неодолимого влечения, свойственна далеко не каждому человеку. Многие в гораздо большей степени ощущают необходимость выразить себя в совершенно других видах доступной человеку деятельности. Кого-то постоянно тянет к рискованным авантюрам и приключениям. Других больше привлекает функция миссионера или учителя, желание нести людям вечное и доброе. Третьих неудержимо влекут звуки, слова или художественные образы.
Можно предположить, что существует естественное объяснение глубинной психологической мотивации научного творчества. Настоящий (прирожденный) ученый занимается исследованиями (иногда с угрозой для собственной жизни и жизни окружающих) потому, что он не может этим не заниматься. Так устроила Природа. Природе почему-то было необходимо, чтобы в любой популяции, в том числе и Homo Sapiens, примерно 10-15 % составляли "исследователи".
В биологических популяциях степень распространенности любого признака описывается гауссовой кривой, в соответствии с которой число носителей данного признака экспоненциально убывает с увеличением степени отклонения выраженности данного признака от среднестатистического для данной популяции значения. Поэтому число "исследователей по призванию" всегда составляет небольшую долю особей, однако ее деятельность играет огромную роль, по крайней мере, в овладении популяцией "приобретаемыми" навыками, то есть знаниями.
Психологи различают два вида человеческой активности: деятельность и творчество. Деятельность является одной из форм адаптивного поведения и происходит в соответствии с принципами "потому что" или "для того что". Напротив, мотивация творчества иррациональна и в принципе неудовлетворяема. Пользуясь словами Н.Я.Эйдельмана, даже "бесконечное познание бесконечной истины никогда не насытит бесконечных наших желаний". Творческий процесс происходит в соответствии с принципом "несмотря ни на что".
"Человек никогда не борется за право трудиться — даже если он и выступает под лозунгом за право на труд. На самом деле он борется за право иметь средства к существованию и за свой социальный статус. Но за право на творчество, за созданные ими идеи, образы люди шли на костер".
Акт творчества, момент творчества связан с непроизвольной активностью психики, когда человек совершенно не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. В этот момент сознание становится пассивным экраном, на который бессознательный компонент человеческой психики, человеческого "я" отображает себя. Именно поэтому в мотивации творческого акта так часто присутствует мотив озарения, божественного откровения, снизошедшего свыше.
Психологи выделяют три этапа творческого акта: на начальном этапе постановки проблемы действует активное сознание, на этапе решения преобладает бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения, вновь активизируется сознание.
Таким образом, деятельность есть жизнь сознания. Творчество есть жизнь бессознательного. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Творчество нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания.
Связь между умственными способностями и творчеством вовсе не проста. Правда, там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения его сложными основами, как, например, в математике или физике, наблюдаемая корреляция между степенью умственных способностей и оригинальностью, проявляемой при решении задач, однако она вовсе не велика. У художников, скульпторов и графиков корреляция между качеством работы и умственными способностями нулевая или даже отрицательная.
Похожие статьи:
Из истории возникновения факультативных занятий
Новая форма учебной работы - факультативные занятия - была введена постановлением от 10 ноября 1966 г. в целях углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Введение факультативных занятий по выбору учащихся явилось важным шагом в деле дальнейшего совершенствования системы всеобщего среднего образования. ...
Организация и содержание занятий
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это ...