1. универсализм (научные работы должны оцениваться только по их содержанию),
2. коммунальность (полученное знание должно стать общим достоянием),
3. незаинтересованность (ученые действуют во имя прогресса познания, но не с целью удовлетворения эгоистических интересов),
4. организованны скептицизм (ученые вправе требовать обоснования любых результатов).
Таким образом, основа социального института науки в мертоновской модели - это обмен информации на признание.
Наука, как и любая другая сфера деятельности, предполагает определенные человеческие отношения, включающие в себя нравственный аспект. В научных кругах исторически сформировался набор моральных стандартов, своеобразный "моральный кодекс" - свод принципов, правил и форм, которым должны руководствоваться ученые, - исторически сложившийся этос науки.
М. Поляни рассматривал ценности науки и надстраивающиеся над ними поведенческие нормы как некий "нравственный кодекс", систему этических принципов. Первичная функция научного сообщества состоит в том, что оно поддерживает и охраняет эти принципы, или, в социологических терминах, этос науки.
Профессионализация науки не только не разрушила, но и подкрепила ее традиционный этос - это оказалось возможным потому, что сформировалась "замкнутая на себя", "бесполезная" профессия. Будучи свободными от общественных запросов, профессиональные исследователи получали возможность регулировать свое поведение на основе внутренней солидарности.
Научная революция в самой острой форме поставила этическую проблему социальной ответственности ученых. Зачем во все возрастающих масштабах тратятся время и ресурсы на расширение границ познания Вселенной? Ложится ли на ученых особая ответственность за то или иное использование их открытий?
Этические проблемы долгое время изгонялись из науки во имя таких ее норм, как "беспристрастность" и "объективность". В научной среде господствовали взгляды, которые нобелевский лауреат в области биологии Ж.Моно выразил так: "Наука основывается на строго объективном подходе к анализу и интерпретации универсума, включая самого человека и человеческое общество. Она игнорирует и должна игнорировать ценностные суждения".
Но сейчас этические проблемы стали настолько серьезными, что их стало невозможно больше игнорировать. Например, биотехнология ставит под вопрос понятие человеческой индивидуальности и личности, науки о мозге ставят под сомнение человеческое "я". Мы приобретаем возможность воздействовать на другие живые организмы и даже конструировать их.
Еще более непредсказуемы последствия воздействия многих современных медицинских препаратов на будущие поколения. Даже прекрасные по всем медицинским и клиническим испытаниям препараты могут давать побочные отрицательные эффекты через несколько поколений. Немало таких случаев уже было отмечено в медицинской практике. Не затихают дискуссии о том, можно ли прервать "до срока" страдания умирающего человека; можно ли допустить появление на свет младенцев, выращенных в пробирке; о нравственных аспектах проведения экспериментов на людях, пересадки органов умерших или обреченных на гибель людей.
Осознавая свою ответственность перед обществом и грядущими поколениями, научное сообщество принимает экстренные меры по изучению этических проблем, связанных с научной деятельностью, и выработке своей позиции по данному кругу вопросов. Международный Совет научных союзов (ICSU) на своей 25-й Генеральной Ассамблее в 1996 г. основал Постоянный Комитет по ответственности и этике в науке (SCRES), которому поручен поиск решений, касающихся этики ученных и ответственности в научной деятельности. Рекомендовано усилить этическую составляющую в научных исследованиях и создавать независимые национальные органы по этике в науке. С подобными же целями ЮНЕСКО организовала Всемирную Организацию по этике научного познания и техники (COMETS).
Похожие статьи:
Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...
Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая
проблема
Создавая необходимые условия для развития личности в рамках учебно-воспитательного процесса, педагогам нередко приходится взаимодействовать с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении различной этиологии. В научной литературе данную категорию учащихся, принято называть: трудными, неблагополучными, асоциальными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся поведением, Параметры откл ...