1. универсализм (научные работы должны оцениваться только по их содержанию),
2. коммунальность (полученное знание должно стать общим достоянием),
3. незаинтересованность (ученые действуют во имя прогресса познания, но не с целью удовлетворения эгоистических интересов),
4. организованны скептицизм (ученые вправе требовать обоснования любых результатов).
Таким образом, основа социального института науки в мертоновской модели - это обмен информации на признание.
Наука, как и любая другая сфера деятельности, предполагает определенные человеческие отношения, включающие в себя нравственный аспект. В научных кругах исторически сформировался набор моральных стандартов, своеобразный "моральный кодекс" - свод принципов, правил и форм, которым должны руководствоваться ученые, - исторически сложившийся этос науки.
М. Поляни рассматривал ценности науки и надстраивающиеся над ними поведенческие нормы как некий "нравственный кодекс", систему этических принципов. Первичная функция научного сообщества состоит в том, что оно поддерживает и охраняет эти принципы, или, в социологических терминах, этос науки.
Профессионализация науки не только не разрушила, но и подкрепила ее традиционный этос - это оказалось возможным потому, что сформировалась "замкнутая на себя", "бесполезная" профессия. Будучи свободными от общественных запросов, профессиональные исследователи получали возможность регулировать свое поведение на основе внутренней солидарности.
Научная революция в самой острой форме поставила этическую проблему социальной ответственности ученых. Зачем во все возрастающих масштабах тратятся время и ресурсы на расширение границ познания Вселенной? Ложится ли на ученых особая ответственность за то или иное использование их открытий?
Этические проблемы долгое время изгонялись из науки во имя таких ее норм, как "беспристрастность" и "объективность". В научной среде господствовали взгляды, которые нобелевский лауреат в области биологии Ж.Моно выразил так: "Наука основывается на строго объективном подходе к анализу и интерпретации универсума, включая самого человека и человеческое общество. Она игнорирует и должна игнорировать ценностные суждения".
Но сейчас этические проблемы стали настолько серьезными, что их стало невозможно больше игнорировать. Например, биотехнология ставит под вопрос понятие человеческой индивидуальности и личности, науки о мозге ставят под сомнение человеческое "я". Мы приобретаем возможность воздействовать на другие живые организмы и даже конструировать их.
Еще более непредсказуемы последствия воздействия многих современных медицинских препаратов на будущие поколения. Даже прекрасные по всем медицинским и клиническим испытаниям препараты могут давать побочные отрицательные эффекты через несколько поколений. Немало таких случаев уже было отмечено в медицинской практике. Не затихают дискуссии о том, можно ли прервать "до срока" страдания умирающего человека; можно ли допустить появление на свет младенцев, выращенных в пробирке; о нравственных аспектах проведения экспериментов на людях, пересадки органов умерших или обреченных на гибель людей.
Осознавая свою ответственность перед обществом и грядущими поколениями, научное сообщество принимает экстренные меры по изучению этических проблем, связанных с научной деятельностью, и выработке своей позиции по данному кругу вопросов. Международный Совет научных союзов (ICSU) на своей 25-й Генеральной Ассамблее в 1996 г. основал Постоянный Комитет по ответственности и этике в науке (SCRES), которому поручен поиск решений, касающихся этики ученных и ответственности в научной деятельности. Рекомендовано усилить этическую составляющую в научных исследованиях и создавать независимые национальные органы по этике в науке. С подобными же целями ЮНЕСКО организовала Всемирную Организацию по этике научного познания и техники (COMETS).
Похожие статьи:
Особенности проведения занятий по формированию просодического
компонента речи у детей с ЗПР
В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем подготовительном возрасте 2 занятия в неделю. Наряду с “Программно-методическим оснащением коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР” под редакцией С.Г. Шевченко используется дополнительная литература: Е.Д. Худенко,С.Н. Шаховская, Г.А. Ткаченко “Планы-конспекты логопед ...
Анализ опыта преподавателей по исследуемой работе
С целью изучения опыта преподавателей по использованию рифмовок и стихотворений я посетила уроки английского языка в 6 классах СОШ №2. Преподаватели используют рифмовочные и стихотворные приёмы обучения в этой школе практически на каждом уроке английского языка. Учитель уделяет большое внимание отбору стихотворений, в основу которых положены принципы: тематический, познавательный и дидактический. ...