Рисунок. Развитие коллективности в авторстве печатных научных работ по химии (1910-1960гг.). 1 - один автор, 2 - два автора, 3 - три автора, 4 - четыре автора.
Однако даже при сохранении высокой творческой активности с возрастом заметно меняется характер научной деятельности (табл. III-1). На фоне монотонного убывания доли исследовательской активности постепенно растет роль педагогической и организаторской деятельности, что является объективным отражением как потребности научного сообщества, так и открывающихся с возрастом для крупных ученых новых возможностей самовыражения, самореализации в науке. Как и в любом творчестве, работа в различных областях науки требует соответствующего характера и темперамента:
1. Одним нравится теоретизировать, часто в спекулятивной манере, и время от времени, основываясь на нескольких фактах или принципах, выступать с новой идеей, которую можно подтвердить или опровергнуть экспериментом.
2. Другие находят удовольствие в систематических экспериментах и наблюдениях, надеясь от них перейти к какому-то объединяющему принципу (пример — создание Ч. Дарвином теории эволюции).
3. Третьи поглощены совершенствованием экспериментальных методов и поэтому часто наталкиваются на принципиально новые явления, о которых раньше и не подозревали.
4. Четвертые бросают критический и энциклопедический взгляд на все научное поле и выступают иногда с экспериментом, который вскрывает внутреннюю несостоятельность существующего подхода к предмету или открывает возможность нового подхода.
Оказалось, что для успехов в науке человеку необходимо чувствовать себя ученым, обладать самосознанием ученого, т. е. в определенной мере относить к себе тот образец, который содержится в традиционной модели ученого и был воспринят им как эталон. Можно сказать, что традиционная ориентация играет роль своеобразного "охранного механизма": в том многообразии ролей, которые приходится играть современному работнику науки, она сохраняет его как ученого.
Существенным стимулом научной деятельности является фактор признания. Вклад в науку в обмен на признание — действенный механизм поддержания уровня исследований. Любой научный работник самой своей деятельностью включается в научное сообщество и он ожидает, что за сделанный им вклад в науку он получит вознаграждение в виде поощрения, премий, званий и т. д. Престиж, авторитет, известность, слава - все это проявление и следствие признания ученого, определяющее его место в научной иерархии, в системе научных связей.
Можно выделить еще одну функцию научного творчества. Ведь "цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем (Оскар Уайльд). Занятие наукой дает возможность самовыражения ученым точно так же, как занятие живописью или музыкой - людям искусства.
Кардинальное изменение роли науки в обществе к середине ХХ века потребовало переосмысливания как общественной функции науки, ее места в обществе, так и внутрикорпоративных поведенческих императивов. Возникла потребность в социологическом анализе феномена современной науки.
Особенно активно изучением "человека в науке" занимались американские социологи. Р.К. Мертон, признанный "отец" социологии науки, и его школа сделали предметом изучения именно деятельность в социальном институте науки: по каким правилам действуют люди, какими нормами они руководствуются, какие роли выполняют, чем стимулируются, в какие структуры включены. Эта концепция исключает социологическое исследование собственно научного знания, которое развивается по собственной логике. Фактически изучается механизм функционирования науки как большой системы без учета характера и содержания проводимых исследований. Мертон предложил набор из четырех взаимосвязанных поведенческих императивов, которые он рассматривал в качестве нормативного компонента научного этоса. Эти нормы таковы:
Похожие статьи:
Игровые методы обучения в современной школе
«Игра-это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» Я.Корчак. Педагогический процесс это совокупность урочных занятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы ...
История Нежинского государственного Университета имени Н.В. Гоголя
Мысль об открытии на левобережье высшего учебного заведения давно волновала передовых людей Украины. Это хотели сделать и Иван Мазепа, и Кирилл Разумовский. Был даже разработан проект, строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветы не дала осуществиться этим планам. Только в начале ХlХ века в Украине были открыты университет в Харькове, Высшая Волынская гимназия в Кременце ...