Исследования показали, что роль IQ в социальной карьере перевешивает роль социально-экономического статуса родителей. Если учесть, что женщины с низким IQ обычно имеют значительно больше детей, чем женщины с высоким IQ, то налицо негативная тенденция интеллектуального развития общества. Теперь коснемся такой деликатной темы, как "роль полового фактора" в научном обществе, так как в любом социологическом анализе это один из основных исходных пунктов. Современное общество, особенно в Америке, во многом превратно толкующее реальные следствия принципов свободы и равенства, буквально помешано на этом пункте. Но мужчины и женщины кардинально различаются между собой по своей функции в природе. И главное их различие даже не в физических особенностях организма, а в биологическом предназначении и обусловленной им форме функции распределения основных принципов в мужской и женской части популяции (рис. III-I).
Рисунок. Функция распределения признаков в популяции и характер ее эволюционного изменения. Е - степень выраженности признака, N - доля популяции с данной степенью выраженности признака.
Рассмотрим, для примера, такой параметр, как продолжительность жизни. Почти во всех возрастных категориях смертность среди мужчин выше, и в возрастной группе 60-70 лет женщины заметно преобладают, но когда речь заходит о рекордсменах-долгожителях, т. е. о возрастной группе старше 100-110 лет, то это почти исключительно мужчины. Выдающиеся показатели в любой области, в том числе и научный талант, - это экстремальное отклонение от нормы. Поэтому среди выдающихся представителей человечества всегда преобладали, и будут преобладать мужчины. Это, если угодно, их природная функция. Матриархат возможен только в стабильные периоды развития, а человечество, по-видимому, вступает в полосу грядущих катаклизмов и потрясений. Мужчины являются разменной монетой эволюции. Функция "исследователя", "первопроходца" - это их биологическое предназначение.
Интересно также проследить влияние на активность ученых и продуктивность их труда такого параметра, как возраст. Связь возраста с творческими и интеллектуальными возможностями человека рассматривается, например, в книге В. Дружинина "Психология общих способностей". Психологи определяют интеллект как некую способность, от которой зависит, насколько успешно человек адаптируется к новым условиям. В основе этой способности — скорость обработки информации нервной системой. Особенно интенсивно человек интеллектуально развивается в первые 20 лет своей жизни, прежде всего с двух до двенадцати лет. Затем наступает стабилизация, и с 30-34 лет начинается спад. Впрочем, в последнее время данные о снижении интеллекта у пожилых людей психологи подвергают критике. Судя по результатам ряда исследований, снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет. Но и это зависит от профессии человека: у работников умственного труда, продолжающих свою деятельность, оно не наблюдается. Некоторые свойства интеллекта могут развиваться даже в преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит замедление мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обработки информации.
С возрастом меняются и творческие способности. Изучение жизнеописаний ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет. Анализ биографий нескольких сот ученых показал, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится в среднем на 39 лет.
Похожие статьи:
Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
По мнению Лисиной и Ломова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой на ведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то при создании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выго ...
Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...