Другой тип ретроспективной игры — это маршрутная игра или воображаемое путешествие. Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое «по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке)». При этом учащиеся определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им «попадаются» в путешествии.
В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурных играх нет явных ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Когда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной одновременно.
Подвидами ролевых игр является ролевая игра, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным её отличием от другого подвида является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако в данной игре театрализованное действие всё же приближенно к той точке, о которой идет речь и которая изучается. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актёром здесь может стать любой ученик.
Следующий подвид ролевой игры - проблемно-дискуссионная игра. В её основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предлагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики в этой игре призваны решить проблему с позицией своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может, принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно «движение» каждого ученика в разработке проблемы.
Последний подвид, который методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать различных участников: современников, очевидцев событий, которые «встречаются» для обсуждения важных вопросов и «дознания» прошлого с потомками. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована и с частичной реконструкцией и отдельными сюжетами прошлого. Такая модернизация действительности может быть оправдана в ряде случаев, либо выполняет оценивающую и воссоздающую роль одновременно, что называется «в одном флаконе». Учитель вынужден комплектовать на таких уроках разные задачи обучения, не имея достаточного количества часов на реконструкцию и оценку прошлого.
Приведенная выше классификация географических игр основана, по меньшей мере, на трёх критериях - характере ролей участников (очевидцы или наши современники), условиях воображаемой ситуации на занятиях (тогда или сейчас), жесткости сценария (программы) и степени импровизации детей в игре. Также присутствуют игры с внешними правилами или игр, основаны на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми, к ним относятся:
1) настольные игры (домино, лото, поле чудес и другие);
2) игры на основе алгоритма (ребусы, кроссворды, головоломки);
3) сюжетные, с воображаемой ситуацией на основе тренинга.
Игра на уроке — дело серьёзное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актёры, зрители, эксперты. Актёры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.
Методисты выделяют четыре этапа географической игры. Первый этап подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовиться общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, даёт необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания. Учитель при необходимости проводит индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.
Похожие статьи:
Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей
в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...
Роль мотивационных факторов выбора профессии
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформиров ...