В приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл; они показывают, прежде всего, различие между играми с чёткими внешними заданными правилами (или чётко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделирующего процесса. Эти игры существенно различаются не только целями и содержаниями, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.
В теории практики и обучения географии была известна классификация, разделяющая игры на: ретроспективные и деловые (если идёт речь об играх с внутренними правилами).
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с географической обстановкой, ученики получают в ней роль только нашего современника или потомка. При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определённой программной деятельности проводятся с большей долей импровизацией ребят.
Другая форма деловой игры - это игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, газетную статью, научный доклад о том или ином географическом событии.
Ретроспективная игра (также встречается термин «реконструктивная», от слов «ретро»- воспоминание о прошлом, «реконструкция»- воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общеобразовательной группы. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» — «так могло быть». Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку «удаётся прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, сильнее, благороднее, справедливее». Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты, биографии, профессию, социальное положение своего «героя»; и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», увидеть конкретных людей с их миропониманием поступками в конкретной ситуации определенного времени.
Не все ретроспективные игры одинаковы, поэтому они делятся на подвиды. И.В. Кучерук делит все ретроспективные игры на:
1) формально-ретроструктивные игры - иллюстрации исторического события, документально воссоздающие обстановку, соответствующую определенной эпохе (по иному такие игры называют театрализованным представлением);
2)формально-конструктивные игры - в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладывается собственная их оценка, и даже с учетом современного опыта познания (по другому театрализованной игры);
3)неформально-конструктивные игры, которые дают больший простор воображению и деятельности участников, которые могут отступить от чёткого сюжета, канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера).
Все эти игры можно условно разделить условно на ролевые и неролевые.
Неролевые игры очень близки играм внешними правилами, но они создают историческое прошлое, и действие игры как бы происходит в далёкую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» своё мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. Путём такой игровой ситуации, учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой, даёт возможность эти знания «применить» в условиях имитации далёкого прошлого, тем самым, углубляя и расширяя знания. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию географии практически становится беспредельным ради расширения игровой ситуации.
Похожие статьи:
Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития
«высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...
План-конспект занятия курса
В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в прак ...