Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность.
Исследование включает в себя сравнения качества усвоения материала на традиционных и инновационных с применением игровых технологий.
Эксперимент был проведён на базе Мышленской общеобразовательной школы Рутульского района. За основу были взяты традиционные и инновационные формы уроков географии по разделу «Биосфера», с помощью которых выявляли влияние формы организации урока географии на уровень качества знаний.
В эксперименте участвовали два 6-х класса.
В 6 «А» классе (экспериментальный класс) в ходе эксперимента проводились уроки игровой формы, а в 6-ом «В» классе (контрольный класс) - традиционные уроки (комбинированные).
Состав 6 «А» класса: 28 учащихся, из них: 15 девочек и 13 мальчиков; в возрасте полных 12 лет- 21 человек, 7 человек начали процесс обучения с шестилетнего возраста и на момент экспериментальной работы имели возраст от 11 лет.
Состав 6 «В» класса: 29 учащихся, из них 14 девочек, 15 мальчиков; в возрасте полных 12 лет-24 человека, 5 учащихся начали процесс обучения с шестилетнего возраста и на момент экспериментальной работы имели возраст от 11,6 лет до 12 лет. Особенности половозрастных различий учитывались, так как проводимое исследование требовало от учащихся овладения большим объёмом точных знаний географической направленности и оперирование учебными умениями сравнительно-аналитического характера. Таким образом, организованное экспериментальное исследование было проведено на равнозначных (экспериментальной и контрольной) группах испытуемых, что делает результаты данной работы достаточно надёжными.
В течение непрерывной преддипломной педагогической практики в экспериментальном классе уроки по географии проходили в инновационной форме. При изучении раздела «Биосфера», была использована такая форма урока, как урок-игра. Использовались такие формы работы как: «Мозговой штурм», беседа, игра, диспут, работа с дополнительным материалом, опережающие задания, использование технических средств обучения.
В контрольном классе все уроки были проведены с помощью традиционных методов обучения учащихся: рассказ учителя, работа в тетради, методы устного индивидуального опроса, фронтальный устный опрос, фронтальный устный опрос.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что традиционные и инновационные формы уроков с применением игровых технологий могут эффективно применяться как при изучении раздела «Биосфера», так и при изучении всего курса географии в шестых классах.
Эксперимент показал, что использование традиционных и нетрадиционных форм на уроках географии незначительно влияет на качество знаний учащихся.
В 6 «А» классе, в котором проводились инновационные формы урока, результаты оказались не намного выше, чем в 6-ом «В» классе, в котором проводились традиционные формы урока географии.
В 6 «А» классе по мере перехода от изучения одной темы к другой наблюдалось возрастание количества учащихся, интересующихся данным предметом. Наблюдения показали, что использование инновационных форм урока с применением игровых технологий побуждает учащихся более внимательно и системно работать, как с
текстом учебника, так и с дополнительной литературой.
Результаты работы по разделу «Биосфера» можно представить в виде графиков (Рис. 1,2).
На основании этих данных можно утверждать, что использование традиционных и инновационных форм с применением игровых технологий на уроке можно эффективно применять при изучении географии в средней общеобразовательной школе.
Отсюда следует, что у данной группы учащихся наблюдается стабильная учебная деятельность, то есть усвоенные ранее знания сохраняются у них в памяти на достаточно длительный промежуток времени.
Похожие статьи:
Понятие и принципы дифференцированного обучения
дифференциальный обучение мотивация школьник На современном этапе разработкой проблемы дифференцированного обучения занимается И.Э. Унт, который изложил теорию дифференцированного обучения. В течение длительного времени проблема дифференцированного обучения в советской дидактике не была актуальной. Проблема индивидуализации учебной работы встала на повестку дня тогда, когда вновь стало актуальным ...
Понятие социально-педагогической технологии
Социально-педагогическая технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальна ...