- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.
Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного пребывания.
При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.
Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления:
- во-первых, организационные формы помощи родителям;
- во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:
- лекционно-просветительскую;
- консультативно-рекомендательную;
- обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;
- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.
Еще в 20-е годы Л.С. Выготским предложена схема диагностического изучения ребенка, которая сохраняет свою актуальность и сегодня. Это идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи проблемным детям:
• создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
• индивидуализация воспитательных приемов и методов;
• создание развивающей среды, как фактора психического развития ребенка;
• необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
• ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;
• воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.
Чрезвычайно актуальна для современного образования, нацеленного на разработку вариантной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л.С. Выготского о необходимости создания каждому ребенку условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных возможностей Л.С. Выготский обосновал целесообразность обучения, преследующего как основную и важнейшую цель развития ребенка.
Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов коррекционной психологии и педагогики. Она предполагает глубокое понимание со стороны специалистов основных причин и особенной ей отклонении в развитии психической деятельности ребенка, умение, определяв условия для интеллектуального развития и обеспечивать личности развивающую среду, которая позволила бы реализовать познавательные резервы школьников. В связи с этим особую значимость приобретает коррекционная работа, направленная на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих или иные отклонения в развитии. Работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.
Похожие статьи:
Средства формирования визуального мышления на урокахматематики
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. С целью реализации принципа наглядности многие учителя используют различные наглядные пособия на своих у ...
Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных
дизартрией
Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении орга ...