Социокультурный подход в обучении иностранным языкам

Страница 3

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью чуловека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоения общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соотвествии с его законами. (интернет)

Социокультурный подход развивается со второй половины 80-х годов. Социокультурный концепт дидактики и методики обучения иностранного языка в большей степени, чем прагматико-функциональный концепт основывается на педогогических размышлениях, вытекающих из точного анализа перспективы учащегося, исследований факторов его жизненного опыта, учебных традиций и привычек, знания мира, соотношения исходной и целевой культур, индивидуальной мотивации и успехов в учебе, институциональных условий (времени проведения уроков, статуса иноязычных предметов, оснащенности техническими средствами, квалификации учителей). Он развивается в большей степени там, где обнаруживается ярко выраженная географическая и культурно-территориальная дистанция и иные общественные отношения по сравнению со странами изучаемого языка. Социокультурное обучение исходит из того, что высказывания должны быть осуществлены и поняты на фоне иной культуры. Знакомство учащихся с различными формами проявления чужой культуры означает не только передачу чужого мира как объективируемого предмета обучения, но и предполагает сделать более понятным собственный мир через обратную связь, а также обратное влияние на собственный опыт и процессы социализации. Таким образом учащиеся становятся более восприимчивыми к поведению и к реакции людец другого культурного пространства, что способствует развитию эмфатии. Это создает возможность вступления в социальное взаимодействие с представителями других культур, преодоления нерешительности перед лицом нового, иного культурного окружения.

По мнению В.Пауэлса, контрастно спланированное страноведение таило опасность смены ролей и идентичности, поскольку оно было направлено почти исключительно на отличия страны изучаемого языка. Между тем как социокультурное обучение или социокультурная коммуникация включает в себя обратное влияние на собственную позицию, отношению к культурному окружению своей страны и его оценку. Они означают, таким образом, критическую рефлексию собственных общественных норм и представлений о нормах и принципах действия собственного речевого поведения. Поскольку социокультурное обучение вытекает не просто из столкновения различных культур и их носителей, оно предполагает с одной стороны определение отличительных черт, а с другой стороны новое обоснование или критическое осмысление собственных норм для успешного осуществления межкультурного диалога. Сюда относятся тексты, которые объясняют обусловленное культурой непонимание и вскрывают обратное влияние на собственное поведение.

Социокультурный подход, получивший обоснование в работах В.В. Сафоновой, провозглашает в качестве основополагающего принцип «взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие личности, изучаещего иностранный язык средствами этого языка». Взяв свое начало в аудиолингвальном методе, социокультурный подход развивался на базе коммуникативного метода с привлечением страноведческих материалов создающих социокультурный фон, контекст иноязычного общения. Логично дополняя и совершенствуя коммуникативный подход, социокуьлтурный подход ориентирует коммуникантов на сопоставление картин мира в контексте национальной и мировой цивилизаций и тем самым подводит ученика к рефлексии собственных ценностей, к осознанию национального достояния своей страны, своего народа.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Результаты и обсуждение
В группе детей из шести человек сначала было проведено обследование, которое выявило уровень развития игры и общий уровень развития детей. Группа неоднородна, есть дети с нормальным развитием, а есть и с подозрением на задержку психического развития. По развитию игры из шести человек, пять были на два уровня ниже нормального развития игры. В течении семи недель были организованы следующие моменты ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru