На современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обучения иностранному языку учитель может варьировать использование тех или иных методов. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особенностей самого грамматического материала.
Согласно одной из точек зрения, изложенной в «Общей методике обучения ИЯ в средней школе» под редакцией А.А. Миролюбова, грамматический навык включает в себя следующие операции:
1. выбор модели предложения;
2. выбор формы слова и образование словоформ;
3. выбор строевых слов и сочетание их со знаменательными словами.
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения.
При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы отбора.
Что касается источников отбора, то продуктивная грамматика отбирается из диалогических образцов печатных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка. Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи.
Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считаются:
1) принцип распространённости в устной речи (или коэффициент стабильности);
2) принцип образцовости;
3) принцип исключения синонимических грамматических явлений.
В соответствии с первым принципом отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и встречается в большом количестве исследуемых выборок, то есть отличается не только частотностью, но и распространённостью.
Из экспериментальных исследований известно, что от общего количества информации заключённой в печатном тексте, 50% приходится на грамматику. Большое значение приобретает знание рецептивной грамматики при чтении аутентичных текстов профильно-ориентированного характера, так как «чем сложнее мысль, тем больше требуется умения для извлечения её из форм языка».
К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся:
1. принцип частотности и распространённости в книжно-письменных источниках;
2. принцип многозначности.
Согласно этим принципам, в пассивный минимум включаются наиболее распространённые грамматические явления книжно-письменного стиля речи, которые имеют ряд значений. Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и, следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка в средней школе.
Грамматический материал должен быть организован функционально, т.е. так, чтобы грамматические явления органически сочетались с лексикой в социокультурных единицах, объёмом не менее предложения. Предложение, таким образом, является исходной речевой единицей, представляющей собой единство структуры предложения (т.е. закономерной последовательности в расположении главных его членов), морфологических форм элементов этой структуры и ритмико-интонационного оформления, определяемого его коммуникативной функцией и контекстом.
Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение.
Объектом изучения в широком смысле слова является текст как продукт речевого общения и контекст, в котором функционирует и реализуется то или иное грамматическое явление.
В процессе обучения английскому языку, имеющем социокультурную направленность, работа над грамматической стороной речи играет подчинённую роль. Предусмотренные Программой грамматические явления предлагаются для продуктивного и рецептивного или только рецептивного усвоения. Весь грамматический материал представлен в соответствии с этапами обучения; при этом введение того или иного грамматического явления определяется его значимостью для реализации учащимися актуальных речевых действий и понимания текстов, частотностью его употребления в литературно-разговорной или письменной речи.
Похожие статьи:
Влияние среды приюта на игровую деятельность
В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям необходимы разнообразные ролевые атрибуты: руль, бинокль, ...
Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы
"Конвенция ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государств ...