Щукин А.Н. дает следующее определение: грамматика – это раздел языкознания, изучающий формальный строй языка:систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства.
По определению доктора филологических наук, профессора В.Г.Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.
Умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
В толковом словаре Ушакова Д.Н. навык (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также: 1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонента; 2) навыки вторично автоматизированные, формируемые предварительным осознанием компонента действия; они легче становятся сознательно контролируемые, быстрее совершентсвуются и перестраиваются.
Навык – способность совершать относительно совершаемое действие в системе сознательной деятельности, которые благодаря наличию полного комплекта качеств, стало одним из условий выполнения этой деятельности.
Навык (по Пассову 9-30 с) определяется как упрочившийся благодаря упражнению способ действия (А.А. Смирнов), как действие, которое совершается человеком без участия сознания, т.е. автоматически (Б.В. Беляев).
Навыки – это вторая цель, достигаемая на занятиях по граммтике. Грамматические навыки принято рассматривать в качестве автоматизированного компонента сознательно выполняемой речевой деятельностью, обеспечивающего правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речевом общении.
В состав грамматических навыков входят:
- морфологические навыки, обеспечивающие правильное употребление грамматической формы слова – владение способами словообразования и словоизменения и выражения грамматических изменений.
- синтаксические навыки, обеспечивающие возможность правильного расположение слов во всех типах предложений и их сочетания в связной речи;
- графические навыки – навыки правильного написания букв и соединения в слоги и слова;
- орфографические навыки (навыки безошибочного письма). Владение орфографическими навыками дает возможность учащимся не только писать без ошибок, но и исправлять ошибки.
По Пассову Е.И грамматический навык – это есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности.
Грамматические навыки формируются на основе приобретенных знаний, подражания речи носителей языка, упражнений, наблюдения над использованием грамматического явления в контексте предложения. Они могут быть продуктивными и рецептивными.
Продуктивные грамматические навыки обеспечивают грамматическое оформление речи при говорении и письме, а рецептивные грамматические навыки используются в процессе аудирования и чтения. Объем формируемых рецептивных и продуктивных грамматических навыков определяется госстандартом и программами по языку для разных этапов и профилей обучения.
Задача обучению грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума. Существует два грамматических минимума: активный и пассивный.
В активный грамматический минимум включаются те явления, которые совершенно необходимы для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считается:
Похожие статьи:
Применение игровых технологий на уроке географии
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как ...
Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...