Воля проявляется по мере развертывания и выполнения действия, деятельности. Поэтому ее можно рассматривать как процесс. Так, школьнику предстоит выступить с сообщением на школьном собрании. Задача сложная и требует немалого напряжения.
Время с момента, когда ученик узнает об этом и до того часа, когда после доклада покидает школу, заполнено разнообразными делами, переживаниями, преодолением больших и малых препятствий. Но все это в пределах одного сложного и локализованного во времени дела. В этом случае волевой процесс включает в себя мотивы, постановку цели, принятие решения, планирование способов его выполнения, практические действия. Он включает в себя разной степени-волевое усилие.
Процессуальность волевого проявления школьника неизбежно ставит вопрос о волевых качествах характера, об их развитии и воспитании. В ходе осуществления волевого процесса складываются волевые качества вначале в виде временных проявлений, а затем прочно закрепившихся, устойчивых. Это означает, например, что вначале ученик может быть решительным лишь единожды; настойчивым, смелым, самостоятельным окажется лишь в одном деле, а затем эти качества закрепятся путем их проявления в других делах. Они перерастут в довольно стойкие образования, в черты характера.
Психологами выделено, зафикисировано и изучено немало волевых черт. В той или иной мере они подвергнуты исследованию с точки зрения структуры. Например, изучена структура настойчивости, решительности и др. Изучена их специфика в отдельных видах деятельности (в военной обстановке, спорте, общении). Волевые черты продолжают изучаться у детей разного возраста и в разных ситуациях. Получены результаты о проявлении школьников уверенности, организованности, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности, выдержки, решительности, смелости, инициативности. Все эти качества выражают волевой процесс и характеризуют его с разных сторон. Однако простое перечисление и изолированное изучение у школьников не позволяет выявить их связь и соотнести с тем или иным этапом волевого процесса. Поэтому необходима группировка, объединение. Такая группировка предложена Н. Г. Левандовским, изучавшим структуру характера при помощи факторного анализа.
Результаты указанного исследования, а также данные, полученные другими авторами, позволяют наметить три группы волевых черт.
1. Черты, выражающие содержание воли. Сюда относятся идейная и моральная направленность, коллективистическая направленность.
2. Черты, в которых закреплена стимулирующая сторона волевого процесса (волевое побуждение): целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.
3. Черты, отражающие тормозную (сдерживающую) сторону волевого процесса или волевое торможение. Сюда можно отнести выдержку, самообладание.
Некоторые волевые качества прямо не относятся к перечисленным группам, но они вбирают показатели свойств всех трех групп. Таковы качества: организованность, уверенность, смелость.
Рассматривая группы качеств, следует иметь в виду, что уровень их развития в характере школьников может быть разный: от самого низкого, элементарного, до высокого. Кроме того, возможно сочетание качеств более или менее одинакового уровня. Например, низкий уровень развития решительности и такой же уровень выдержки, или высокий уровень развития настойчивости и решительности. Но возможно сочетание качеств разной степени развития. Например — решительный, но ненастойчивый, смелый, но несдержанный.
Развитие воли и волевых черт характера зависит от ряда обстоятельств: от опыта волевого поведения, индивидуальных особенностей и, главным образом, от воспитания.
Исследования показывают, что опыт волевого поведения может быть кратковременным и длительным, в большей или меньшей мере насыщен фактами преодоления трудностей. Все это находится в зависимости от индивидуально сложившейся жизни ребенка, школьника, а также от количества прожитых лет, поэтому можно говорить о типичных чертах, которые присущи школьникам данной возрастной группы.
Похожие статьи:
Использование деловых игр в школе
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности ...
Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при
нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...