Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Новая педагогика » Воспитание положительных качеств у детей с учетом темперамента » Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Страница 4

4. Школьник делает то, что вызывает непосредственное удовольствие, связанное с чувствованиями, непосредствен­ными потребностями и ближайшими целями. Смотреть «острую» передачу по телевизору, играть в занятную игру—пожалуйста. Все это не требует волевого напряжения, созна­тельного регулирования через подавление одних желаний, стремлений в угоду непривлекательной необходимости. Не­посредственные потребности и чувствования не связываются с обобщенными и выраженными в слове мотивами, что сни­жает волевую активность, или совершенно снимает ее.

5. Отчетливо проявляются черты слабоволия школьника в его учебной деятельности. Вот некоторые из таких показателей: а) неумение и нежелание напрягаться при заучивании материала, решении учебных задач (начав работу над материалом, при встрече с трудностью бросает на полпути занятие, не дает себе труда ознакомиться с непонятным по учебнику. «А . ладно, потом»!); б) поверхностное, приблизи­тельное заучивание учебного материала (школьник не уверен точности своих знаний, его легко можно переубедить); в) у слабовольного нет системы работы с материалом, он беспорядочен в подготовке домашних заданий, а если и скла­дывается какая-нибудь система, то крайне нерациональная, не предусматривающая напряжения и преодоления труд­ностей); г) слабоволие проявляется в неумении сосредото­читься на занятиях так долго, как этого требует учебный процесс, равно неумение отвлечься от посторонних раздра­жителей; д) проявляет негативизм и упрямство, выражаю­щиеся в том, что отказывается от помощи товарищей и взрослых, хотя такая помощь крайне необходима, так как есть существенные проблемы в знаниях учебного материала.

В поведении и делах школьник преодолевает реальные труд­ности, учится напрягаться, подчинять личные цели и си­туативные желания целям более важным. Отмеченное наказание, принуждение и дру­гие воздействия в словесной форме не играют никакой роли. Мотивы и цели, способы реализации их существуют в созна­нии в виде образов и в виде слов. Да и само сознательное Урегулирование поведения возможно через слово, поэтому и убеждение, и принуждение могут и должны иметь место в воспитании воли, но главную роль выполняют практическая деятельность, и реальное поведение.

Существование лично и общественно значимой цели. Не условная и не игровая цель должна быть в центре волевого поведения школьника, а реальная, имеющая цен­ность для него самого; она должна отражать общественные интересы и потребности. Всякая несерьезная цель вызывает и несерьезное к себе отношение. Следовательно, в этом слу­чае не может быть и полной отдачи сил и энергии на ее до­стижение. Цель волевого действия и поведения может возникнуть по собственной инициативе школьника, и тогда в ней в большей мере будет представлен субъективный мо­мент. Но цель может быть привнесена как задание, приказ, просьба, которые по отношению к учащемуся являются объективными побуждениями. В них отразятся интересы, потребности не только одной личности, но целого коллектива, общества. Задача состоит в том, чтобы общественно значи­мая цель для школьника сделалась столь же близкой, как и собственная.

Цель может быть разного масштаба. Если она значи­тельная и трудно достижимая сразу или в короткий срок, то целесообразно в ней выделить этапы, промежуточные цели. Для школьника объемная цель кажется недостижимой, по­скольку она громоздка и удалена во времени. Если же она разделена на части и выделены промежуточные этапы, то этим создаются условия для рельефного обозрения этой части. Усилия, направленные на достижение промежуточной цели, кажутся не столь большими, и школьник с готовностью берется за ее реализацию.

Ничто так не окрыляет и не вдохновляет на преодоление трудностей, как успех. Результат осознается школьни­ком на основе сличения уже достигнутого с тем, что заду­мано. Успех, замеченный самим школьником, позволяет выяснить положительный результат приложения усилий, а также определить недостатки, слабые стороны, соотнести потраченную энергию и полученный результат. Правда, ре­троспективная оценка приложенного усилия не всегда адекватна реально затраченному. Школьнику кажется, что результат достигнут с меньшей затратой сил и энергии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Элективные курсы в современной школе
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цел ...

Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru