Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Новая педагогика » Воспитание положительных качеств у детей с учетом темперамента » Формирование волевых качеств с учетом темперамента

Страница 1

Необходимость выделения воли как элемента развиваю­щегося характера ребенка видели многие выдающиеся педа­гоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко). К. Д. Ушинский писал: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно подорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упраж­нения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю». В другом месте он отмечал: «Волю надо воспи­тывать. Воля укрепляется своими победами. Каждая победа воли над чем бы то ни было придает человеку уверенность в своей собственной нравственной силе, в возможности побе­дить те или иные препятствия» .

А. С. Макаренко считал, что «среди проблем самой пер­вой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества и целеустремленности». При этом А. С. Мака­ренко предполагал воспитание двух взаимосвязных сторон воли. «Большая воля, — писал он, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя от­казаться от чего-то, когда это нужно. Воля—это не просто

желание и удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упраж­няется только в том, что он свои желания приводит в ис­полнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет боль­шой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тор­моза не может быть никакой воли» В другом месте мы находим прямое указание на связь общего воспитания лич­ности с воспитанием воли. «Главный принцип, на котором я настаиваю,— найти середину — меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите,— вы всегда хорошо воспитаете своего ребенка.

С первого года нужно так воспитывать, чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, до­биваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его же­ланий, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

Найти это чувство меры между активностью и тормо­зами, значит решить вопрос о воспитании»

Итак, постановка специальной задачи воспитания воли и волевых черт характера не может вызывать сомнений. Но это не означает, что данная задача должна решаться обо­собленно от воспитания характера в целом и воспитания дру­гих его сторон. Воля входит составной частью в структуру характера, и во многом зависит от темперамента, поэтому она связана с другими компонентами. За­дачу воспитания воли следует видеть в том, чтобы выделить главные ее стороны в основных видах деятельности: познании, общении, поведении школьника — определить условия, кото­рые способствуют становлению и совершенствованию, просле­дить своеобразия ее на основных возрастных этапах.

Не всякую сознательную деятельность человека можно назвать волевой. Врожденные черты не требуют волевой регуляции, так как совершаются на основе механизмов либо полученных по наследству, либо уже отра­ботанных и закрепленных. Однако многие формы и способы поведения и общения совершаются при непосредственном во­левом контроле. Начать действие и прекратить в ситуации с помехами, задержать или переключить его — все это требует вмешательства воли. Следовательно, воля — это регулирова­ние человеком собственного поведения.

Школьник совершает поступки, выполняет массу сложных дел, которые можно рассматривать со стороны содержания и формы. Действия, поступки программируются и корректи­руются мышлением, воображением и другими познаватель­ными процессами. При их помощи оформляется содержание деятельности. Форма же выражается в движениях, действиях как моторных актах. Воля направлена на запуск, остановку, изменение, перестройку моторной части поведения, а также познания, то есть на активизацию и торможение сознательной деятельности. Но воля проявляется в тех случаях, когда есть трудность, и ее необходимо преодолеть с тем, чтобы прийти к заранее обозначенной цели.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Приемы формирования знаний и умений по обогащению английского вокабуляра с применением коммуникативного подхода
Коммуникативный подход - это «стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания». Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно ...

Особенности концентрации и распределения зрительного внимания
С этим заданием дети обеих групп справились достаточно успешно, и за выполнение получили очень хорошие баллы. Из всех заданий на исследование свойств зрительного внимания, это задание оказалось для детей самым простым. Оценку в пять баллов, что характеризует уровень сформированности концентрации и распределения внимания, как очень высокий, в контрольной и экспериментальной группах, получили равно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru