Воспитание личности с учетом темперамента

Страница 2

Исследование А. И. Ильиной показало связь темперамента и общительности школьников. При изучении флегматиков и сангвиников было обнаружено, что флегматикам присущи следующие особенности: а) затрудненность в общении с новы­ми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения •в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность в общении. Для школьников-сангвиников характерны противо­положные показатели: а) легкость общения с новыми людьми,

б) широта круга общения, в) постоянство отношений с боль­шинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении. Автор исследова­ния предупреждает о недопустимости смешения темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествле­ние, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера:

лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нару­шению мер педагогического воздействия. Смешение темпера­мента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обду­манность действий, поведения; с другой стороны ~ упрекают в лени, нерасторопности.

Смешение темперамента и характера приводит к закреп­лению отрицательных черт. Например, непостоянство сангви­ника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем вни­мание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться. В этом слу­чае срабатывает механизм, образно сформулированный М. Ю. Лермонтовым и вложенный в уста Печорина: «У меня не было пороков, но люди говорили, что они у меня есть, и они у меня появились».

Знание черт темперамента детей позволяет пра­вильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном тем­пераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки быва­ли заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников тре­буют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, за­мена одного урока другим нарушают нормальную работу клас­са. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же — медленно. При объяснении по­добных фактов также следует учитывать различия по темпе­раменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу вклю­читься в новую деятельность, для них затруднительно пере­ключаться с одного занятия на другое даже на уроке по од­ному и тому же предмету (например, при переходе от выслу­шивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Пер­вых надо систематически удерживать от бурных реакций, при­учать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них при­вычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Влияние психических процессов на развитие самостоятельности учащихся
Школьное детство – уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства псих ...

Основные принципы и понятия РО в системе В.Д.Эльконина –В.В.Давыдова
Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всег ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru