Темперамент накладывает печать на моторные, эмоциональные, умственные проявления в воспитании школьника. Степень влияния темперамента отчетливо сказывается в движениях, в формах эмоциональной реакции, общении, менее ярко — в волевой сфере, в познавательной с точки зрения формы.
В последнем случае темпераменты нивелируются.
Итак, в темпераменте прежде всего следует выделить выносливость (силу нервной системы). Известно, что по этому признаку школьники могут быть выносливыми и маловыносливыми. Первые сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой; вторые — такой нагрузки не переносят. Первые три напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охраняет нервную систему от повреждения, срыва). К ним относятся холерики, сангвиники, флегматики. Вторые относительно быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители. Сюда, как известно, относятся меланхолики. Русский врач XVIII века С. Г. Забелин сказал о меланхоликах: «Они везде наперед затруднения, коих нет, и несчастья воображают, сомнительные во всем и боязливы. Им больше, чем кому бы то ни было, следует соблюдать правила жизни, избегать страха, гнева и печали».
Как показывают эксперименты, в учебно-воспитательной работе выносливость темперамента должна быть учтена в качестве индивидуального своеобразия школьника. При прочих равных условиях эмоциональная нагрузка для учащихся с выносливыми темпераментами окажется средней, для школьников-меланхоликов—высокой; там, где для санпвиника, холерика и флегматика нагрузка становится высокой, для меланхолика—предельной, или угрожающей. Выбирая средства педагогического воздействия, воспитатель учтет это обстоятельство. Например, для меланхолика непригоден повышенный тон обращения, публичное обсуждение его поведения, включение в ситуацию с большим эмоциональным накалом, с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой. Для остальных темпераментов все это приемлемо.
Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности. Другие—инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью .мысли. Все это—проявление темперамента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегматиков и меланхоликов — малая. Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует о том, что этот показатель «диктует» определенные меры индивидуального воздействия. При всем желании выполнить задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела — привести к срыву. Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что оказывается 'в менее выгодном положении, чем флегматик. Торопливость приводит к поспешному и необдуманному решению, к ошибкам.
Наконец третий показатель темперамента—уравновешенность. Он проявляется в том, что мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других — пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобладает инертность. Там, где необходимо 'проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он — скорее исполнитель. Экспериментами установлено, что школьники холерического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы—меланхолики.
Похожие статьи:
Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе
При организации факультативного курса важную роль играет дидактическое обеспечение. Правильно подобранное дидактическое обеспечение поможет правильно достичь поставленных целей и задач факультативного курса, донести качественную и интересную информацию до учащихся. Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными ...
Компетентностный подход в сфере общего образования
Поразмышляем о том, как можно модернизовать образование на компетентностной основе. В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняе ...