· механизмы включения (использования, внедрения, освоения, выращивания) инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.
Проектирование развития школы с учетом применения новых технологий может основываться на теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского, который предлагает следующие критерии оптимального выбора методов:
· соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;
· соответствие методов особенностям содержания обучения;
· учет психологических возможностей детей;
· учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности детей;
· учет особенностей групп и коллективов детей и педагогов;
· учет конкретных внешних;
· учет возможностей педагогов по использованию различных методов.
М.М.Поташник выдвигает в качестве оснований (источников, критериальных позиций) для выбора инновационных технологий и направлений развития следующие:
· потребности страны, региона, города - социальный заказ школе;
· государственные документы о развитии школы – государственный заказ;
· успехи и достижения современной науки о человеке;
· передовой педагогический опыт;
· собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей;
· анализ результатов и процесса функционирования школы.
Наконец, при выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения требованиям:
· соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям школы;
· достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
· достаточная управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;
· оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
· данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в других однотипных условиях).
Третьей базовой составляющей, необходимой для организации инновационно-технологического процесса, является механизм его освоения (или включения, использования и т.п.). В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М.Монахова. Ее целями являются:
· проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;
· создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;
· выбор и создание системы диагностики, позволяющей учителю содержательно интерпретировать результаты;
· разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;
· создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений;
· формирование нового учителя, способного реализовать спроектированную технологию.
Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле – основной технологической единице дидактического процесса.
Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений – интераций.
Похожие статьи:
Особенности речи детей с фонематическими нарушениями
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по ...
Формирование мотивации учебной деятельности при обучении иностранных языков
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке . И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют язы ...