Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
· Гуманно-личностный подход к ребенку.
· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
· Концепция воспитания.
· Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
· новую трактовку индивидуального подхода;
· формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
· личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;
· личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
· личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
· каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
· оптимистическую веру в ребенка;
· сотрудничество, мастерство общения;
· отсутствие прямого принуждения;
· приоритет положительного стимулирования;
· терпимость к детским недостаткам.
Похожие статьи:
Сущность
понятия интеграции
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквал ...
Методика изучения геометрических величин. Теория измерения длин отрезков
Измерение геометрических величин (длины, площади, объема) изучается в школьном курсе дважды, на двух различных уровнях. На первом, экспериментальном, уровне в начальных классах учатся измерять длины отрезков, площади простейших плоских фигур и объёмы простейших пространственных тел.На этом уровне не дается определений длины, площади и объема. Цель состоит в том, чтобы создать у учащихся ясные инт ...