Историческая роль науки как генератора и основного исполнителя идей и знаний

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Историческая роль науки как генератора и основного исполнителя идей и знаний

Страница 1

Когда, почему и зачем возникла наука, появились ученые? Видимо, не ранее того момента, когда появилась необходимость в сохранении и передаче накопленных знаний. Тогда, кода объем знаний и навыков, приобретенных популяцией в целом, заметно стал более личного опыта каждого ее члена, и у предков человека возникла потребность в системе передачи знаний следующим поколениям. Наука естественным образом выросла из образовательной функции и остается неразрывно с ней связанной.

По современным представлениям, развитие человека началось 4-5 млн. лет тому назад и вначале было связано с прямохождением австралопитеков. Следующей стадией — 2+1,5 млн. лет назад — стало появление Homo Habilis и овладение навыками изготовления каменных орудий. Затем, 500 тыс. лет тому назад, развитие привело к появлению питекантропа, обладавшего крупным строением и большой силой, и 100 тыс. лет тому назад появился Homo Sapiens. Следующим было появление 40 тыс. лет тому назад неандертальца с более развитым умом и сознанием, близким к современному человеку.

Одновременно с лица земли исчезли соперничающие представители рода Homo, неандертальцы, а предки человека стали бурно и неудержимо распространяться по планете. Что случилось в этот переломный этап истории, условно называемый "неолитической революцией"? Одно из наиболее правдоподобных объяснений связывает это радикальное изменение в характере эволюции человечества с появлением качественно нового феномена в обществе, который можно назвать "коллективной памятью", или, во всяком случае, с резким изменением общественной роли этого феномена. Общество изобрело механизмы для более полного сохранения и передачи накопленных знаний от поколения к поколению, тем самым открыв для себя путь к общественной эволюции, заменившей эволюцию биологическую. При этом ценность членов популяции стала определяться не только физическими данными и, соответственно, шансами оставить потомство в физической схватке с соперниками. Мы не знаем, каким образом, но общество, общественное сознание перестроилось (революция!) таким образом, что физически более слабые, но более сообразительные или более умелые в изготовлении орудий члены общества также получили возможность оставаться его полноправаными членами и передавать свой генофонд потомству. Платой за прекращение внутривидовой борьбы стало резкое замедление темпов биологической эволюции. Ее заменила эволюция организации общества, эволюция общественна, давшая возможность кроманьонцам победить своих потенциальных соперников в борьбе за право называться нашими предками. Человечество вступило на путь создания цивилизации, для чего, помимо развитого мозга, который дала предыдущая биологическая эволюция, ему потребовалась развитая коллективная память, т. е. Система хранения, накопления и передачи знаний, которую согласно удачному термину Н.Н. Моисеева можно назвать системой "Учитель". Из этой основной функции коллективной памяти и родилась наука.

Одной из сложнейших проблем является проблема возникновения первого и основного инструмента передачи знаний в человеческом сообществе — языка. В известном нам мире нет переходных звеньев между животными и человеком, и это создает огромное препятствие для понимания механизма происхождения языка. Ясно лишь, что он непосредственно связан со становлением абстрактного мышления у наших предков — способности, отсутствующей у животных, сколь "умными" бы они нам не казались. Только мозг человека (в том числе новорожденного) имеет потенциальную способность к абстрактному мышлению. Именно поэтому наблюдение за обучением языку младенцев ничего не дает лингвистам для понимания происхождения языка. Видимо, В. Гумбольт был прав, полагая, что язык возник не как средство общения, а как средство познания. Первобытный человек давал название предмету, чтобы выделить его из числа других и через это знать его.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Что такое воображение
творческий воображение школьник педагогический психический Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. Воображение можно определ ...

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" . Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более соверше ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru