По оценке Национального научного фонда за 1992 г. в США мигрировало 23,1 тыс. научно-технических специалистов, что составило 2 % от годового числа выпускников университетов. Если же учесть, что большинство из мигрантов были уже признанными специалистами, т.е. Имели ученую степень, то их число следует сопоставить с числом лиц, получивших в течение года ученые степени. В этом случае доля мигрантов составит уже 35,4 %. Это означает, что контингент американских специалистов с учеными степенями почти на четверть пополняется мигрантами, т.е. ежегодно четверть затрат на подготовку американских специалистов со степенями осуществляют другие страны.
Образование стало фактором мировой политики. Впервые эта тема фигурировала на встрече "большой восьмерки" в июле 1999 года в Кельне, где была принята специальная хартия. И это не случайно: во-первых, знание (а значит, и образование) — важнейший ресурс экономического развития и повышения качества жизни человечества в целом и каждой страны в отдельности; во-вторых, емкость и потенциальная прибыльность рынка образовательных услуг исчисляется десятками миллиардов долларов (США, например, зарабатывают на этом рынке до 20 млрд. долл. в год); в-третьих, готовя кадры для зарубежных стран, страна, предоставляющая образовательные услуги, готовит им элиту, вольно или невольно становящуюся проводником влияния этой страны, поскольку, как хорошо известно, именно в студенческий период закладываются не только знания, но и весь комплекс этических и культурных традиций, которыми человек руководствуется на протяжении остальной жизни.
Вот почему МИД России считает своей естественной задачей использование огромного потенциала нашей образовательной системы в геополитических и экономических интересах России. Заключено более 120 межправительственных соглашений, затрагивающих сферу образования. Ведь ведущие вузы России — в числе самых элитных учебных заведений мира. Многие из них за эти годы впервые заявили о себе на международной арене. Увеличивается число иностранцев, желающих получить образование в России.
Однако проблем и задач, которые предстоит решить, больше, чем достижений. Россия сильно отстает и по числу обучающихся в ней иностранных студентов (в 1999 г. - около 60 тыс. по сравнению с 560 тыс. в США, 200 тыс. в Великобритании, 130 тыс. во Франции и 100 тыс. в Германии), и по доле в мировом рынке образовательных услуг (на Россию приходится только 1 % этого рынка), и по использованию реально имеющихся возможностей высшей школы. Мы могли бы без ущерба для качества обучения принимать примерно в 10 раз больше иностранцев, чем сейчас. Только 10 % иностранных студентов учится на бесплатной основе. Обучение же студентов из-за рубежа на платной основе способствует привлечению в Россию примерно 100-150 млн. долл., включая плату за обучение и косвенные доходы (транспорт, питание, развлечения). В 1999 году Россия, наконец, через сорок лет ратифицировала три европейские конвенции (1952, 1953 и 1957 гг.) о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.
Похожие статьи:
Типы языковых культур учителей
Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями. Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преп ...
Творчество и инновации в педагогической деятельности
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций: · открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность; · изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогически ...