В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль.
Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых.
Роль личного общения не только и не столько в том, что оно позволяет поучить более подробную, достоверную и "горячую" информацию. Главное, что появляется возможность обсудить те еще неясные, смутные проблемы и соображения, которые почти никогда не выносятся на страницы журнальных статей, а также в том, что у участников встреч действительно появляется ощущение реальной принадлежности к единому мировому научному братству. Вы совершенно иначе будете оценивать лежащие перед вами научные материалы, когда будете видеть за ними реального человека, с которым вы общались и обсуждали проблему.
Именно в этом главная функция многочисленных научных конференций и симпозиумов, а не в том, чтобы только выслушать научные доклады друг друга, которые, в конце концов, всегда в более отшлифованном виде можно будет извлечь из периодической литературы, или получить самые свежие новости.
Интернет фактически изменил лицо науки. Она действительно стала глобальным явлением. Возросшие возможности передвижения и новые средства электронной коммуникации изменили наши представления об обществе. Для большинства ученных их реальными коллегами стали все ученые и инженеры, работающие в данной конкретной области по всему миру. Мгновенный обмен данными и сообщениями превратил мировую науку в один динамичный живой организм. Кстати, стоит напомнить, что первоначально Интернет возник и оформился именно как чисто научная сеть, призванная обеспечить быстрый обмен потоками научных данных между ведущими центрами США.
Развитие информационных технологий, естественно, отразилось и на системе научно-информационных коммуникаций. Мы уже отмечали (лекция Х) появление электронных версий большинства научных журналов и развитие системы электронных библиотек. Однако сейчас наметилась тенденция возникновения чисто электронных средств научной коммуникации, не имеющих печатных дубликатов, так называемых "онлайновых" журналов. Число их быстро увеличивается, и не исключено, что в ближайшем будущем они серьезно потеснят, а может быть, и вытеснят привычные для нас традиционные печатные издания. Их издатели ищут пути преодоления осторожного отношения авторов и читателей к новым формам и способы поощрения к участию в новых журналах.
Важнейшая функция коммуникационных сетей — получение свежей информации. Специалист, стремящийся быть на уровне требований научно-технического прогресса, должен систематически тратить не менее 25 % своего времени на ознакомление с научно-технической информацией.
Развитие сети телекоммуникаций, резкий рост стоимости печатных периодических изданий и рост популярности электронных версий ведущих научных журналов кардинально меняет роль научных библиотек. Повышается значение электронных архивов, причем содержащих первичную научную информацию, доступную для целей изучения и обучения. Некоторые работники университетских библиотек видят их будущее в архивировании нереферированной первичной информации, создаваемой авторами, и их свободном представлении всем желающим. Коммерческие компании, научные сообщества и другие организации могут создавать механизмы для рецензирования и реферирования этого массива информации для предоставления пользователям за плату. Пользователи будут определять, какая информация им необходима в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.
Похожие статьи:
Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: - повышение уровня педагогической культуры родителей; - посещение ...
Физиологические и
психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную
деятельность
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окосте ...