Не менее сложная и значимая задача, чем сами научные исследования, обеспечение условий оптимального функционирования научного сообщества. Эта задача лежит на плечах людей новых профессий, появившихся всего несколько десятков лет назад: научных менеджеров, научных администраторов, специалистов по инновационной деятельности и т.п., от таланта и активности которых не в меньшей степени зависит успех действительно крупных научных проектов. Что бы адаптироваться к вновь возникающим организационном механизмам современной науки, ученым нового поколения придется уделять этому часть своего времени и внимания. Многим из них самим придется внести определенный вклад в совершенствование этих механизмов для повышения эффективности и отдачи собственной научной деятельности и деятельности своих коллег. А для кого-то именно организационная деятельность в науке станет возможностью более масштабного влияния на ход научного прогресса. Ведь роль организаторов (менеджеров) в условиях непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывно возрастать и станет не менее творческой, чем, например, роль режиссера в театре и кино.
Человечество вступает в новую фазу своего развития. Интерес к внешней экспансии (неважно, вглубь материи или простые космосы), связанные с экстенсивным периодом прогресс цивилизации, сменится углубленным самоанализом и обустройством своего дома, что характеризует переход к интенсивному периоду развития. Соответственно, героический период, когда "конквистадоры" от науки, увеличенные одной лишь страстью к исследованиям, устремлялись все дальше и дальше в неведомые области, сменяется более прозаическим, когда пришедшие по их словам "поселенцы" обустраиваются здесь прочно и надолго.
Соответственно, общество, все менее и менее интересующееся далекими мирами, все менее будет склонна оплачивать дорогостоящие эксперименты с неясной для него целью, но с относительной легкостью будет тратить огромные средства на решение проблем своего здоровья и благополучия. Конечно, поисковые исследования на границах области нашего познания вряд ли когда-нибудь прекратятся, но, видимо, уже не будут вестись столь широким фронтом, как это имело место в "героическую" эпоху. И даже крупнейшим ученым придется доказывать обществу своё право на такие исследования достижениями в менее "спорных" и более "утилитарных" областях. Эти обстоятельства молодым ученым полезно принимать во внимание при планировании научной карьеры и выборе области приложения сил. Нужно будет уметь не только показывать важность выбранной темы исследований с научной (фундаментальной)точки зрения, но и ее потенциальные значение для решения сугубо утилитарных проблем человечества.
В ходе научной деятельности современным ученым приходится тесно и часто взаимодействовать с различными государственными и частными структурами, определяющими возможность и уровень финансирования научных работ. При этом необходимо учитывать жизненным, что в отличии от умудренных опытом и суровой реальностью рыночной экономики зрелых американских политиков, которые давно поняли, что "государственное управление представляет более широкие возможности [для развития науки]", многие отечественные государственные деятели и высокопоставленные чиновники в плане политических воззрений и опыта еще пребывают в лучшем случае в возрасте юношеского максимализма и веры в светлые идеалы "свободной рыночной экономики" , возлагая надежды на чудодейственную силу " рыночных принципов", которые сами определяют пути развития науки. Для американцев же стало понятно " со времен Великой депрессии что правительство является главной причиной в обществе влияющий практически на все стороны жизни, и подготовке специалистов, которым предстоит работать в этой сфере, должно уделяться особое внимание". На важность этой проблемы еще срок лет назад указывал неоднократно П.Л. Капица: "Несомненно , что сейчас наступает такой период развития науки, когда организатором науки будет отводиться все более и более крупная роль. Мне кажется, что теперь мы должны специально воспитывать и готовить людей- организаторов больших научных проблем и, чтобы сделать эту должность привлекательной, относится к таким людям с большим уважением, а не относить их некоторой разновидности бюрократов- организаторов.
Похожие статьи:
Взгляды философов об университете
Традиция обсуждения «идеи университета» в Европе Нового времени берет свое начало с лекций кардинала Дж.Ньюмена «Идея университета» (Newman, 1860). Этим трудом он положил начало обсуждению либерального образования в целом и университета как его носителя в частности. Он считал, что университет – это место, где преподаются универсальные знания. На протяжении XIX – XX веков у многих крупных философо ...
Диагностические методики творческого
воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии. Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя ...