Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
· что произвело на вас наибольшее впечатление?
· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
· как вы оцениваете свои действия и действия группы?
· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.
Структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям по теме "Коэволюция науки и общества" в интерактивной форме
Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:
1. Подготовка занятия
2. Вступление
3. Основная часть
4. Выводы (рефлексия)
В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты:
· как студент может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)
· какую литературу при подготовке необходимо использовать
· знания из каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать
· какой инструментарий будет необходим при проведении занятия
· каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)
· какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)
· каковы правила поведения на данном занятии
· какова роль каждого студента на данном занятии
Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:
ü студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;
ü способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;
ü распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.
ü соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
ü при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
ü спорить в дружественной манере;
ü быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
ü внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
ü язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим.
Материал, используемый для закрепления лекционного материала по теме "Коэволюция науки и общества"
Показана возможность установления и использования методики и методологии курса социология науки с экологической составляющей для направления ЗОС посредством проведениялекционно-семинарских занятий по теме "Коэволюция науки и общества";
1. Решена задача насыщения темы "Коэволюция науки и общества" путем использования наглядных пособий, тестов и интерактивных методов обучения;
2. Доказано, что интерактивные методы обучения, дополненный приемами дискуссии, положительно влияет на уровень осмысления студентами сложных теоретических вопросов курса "Социологии науки";
3. Выявлено, что изучение темы "Коэволюция науки и общества"с опорой на экологические аспекты позволяет заметно повысить уровень знаний, научной культуры, уверенности в своих способностях студентов.
Похожие статьи:
Особенности формирования правового воспитания молодежи
Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав. Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших и молодёжь. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализаци ...
Характеристика самостоятельной деятельности детей 6 го года жизни и условия
применения в ней сюжетно-дидактических игр математического содержания
В психолого-педагогической литературе самостоятельность отмечается как способность ребенка к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Идеей формирования самостоятельной деятельности интересовались и была анализирована Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и др. Выдающие педагоги и революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюб ...