Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.
Принципы работы на интерактивном занятии:
· занятие – не лекция, а общая работа.
· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, выбор темы:
· возраст участников, их интересы, будущая специальность.
· временные рамки проведения занятия.
· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
· заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
· должна быть четко определена цель занятия.
· подготовлены раздаточные материалы.
· обеспечено техническое оборудование.
· обозначены участники.
· определены основные вопросы, их последовательность.
· подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
· уточнение проблем, которые предстоит решить.
· обозначение перспективы реализации полученных знаний.
· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
· программа занятия.
· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории ("Пишите для аудитории!").
· материал должен быть структурирован.
· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);
– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.
Примерные правила работы в группе:
· быть активным.
· уважать мнение участников.
· быть доброжелательным.
· быть пунктуальным, ответственным.
· не перебивать.
· быть открытым для взаимодействия.
· быть заинтересованным.
· стремится найти истину.
· придерживаться регламента.
· креативность.
· уважать правила работы в группе.
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
Выяснение позиций участников;
Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);
Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Похожие статьи:
Компетентностный подход в образовании
Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход. В научной, методической литературе достаточное количество характеристик компетентности. Это позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием ...
Понятие управления. Качества, присущие руководителю
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - ...