Задание на исследование объёма и устойчивости слухового внимания вызвало у детей наибольшее затруднение. В данном задании детям предлагалось запомнить и воспроизвести слова, называемые исследователем, что связано не только с развитием такого процесса, как внимание. Данная методика позволяет так же проследить уровень сформированности речевой памяти (ведь детям предлагается не только слушать внимательно, но ещё и запоминать называемые исследователем слова). Об уровне сформированности объёма слухового внимания, позволяет судить максимальное количество слов, которые ребёнок смог назвать. Утомляемость слухового внимания очень хорошо можно проследить по графикам. Если кривая графика поднимается вверх, это свидетельствует о низкой утомляемости слухового внимания и высокой эмоциональной активности ребёнка. Если кривая графика напоминает форму плато, это говорит об эмоциональной вялости ребёнка в момент выполнения им задания. Когда кривая графика резко падает вниз, мы можем говорить о высокой утомляемости слухового внимания. Сразу отметим, что спад кривой, отражающей результаты выполнения задания, чаще был отмечен в группе дошкольников, страдающих заиканием.
Так как это задание подразумевает под собой проговаривание речевого материала, следует так же отметить наличие (отсутствие) судорог у заикающихся дошкольников в момент произнесения слов. Самым сложным для детей оказались слова «брат», «мёд», «гриб», «конь», «хлеб» - в момент произнесения этих слов отмечалось появление судорог тонического или тоно-клонического характера в области губ, или языка. В некоторых случаях наблюдалась замена сложных слов, на слова, более простые для произнесения. Использовали двигательные уловки: потирали нос, ухо.
Самую высокую оценку в 5 баллов смогли получить только двое детей из группы дошкольников, не страдающих заиканием. Такие показатели характерны для детей с очень высоким уровнем сформированности объёма слухового внимания. Дети смогли, хоть и не с первого раза, запомнить и верно воспроизвести все 10 слов. «Кривая» графика постоянно поднимается вверх, что говорит о низкой утомляемости слухового внимания. Спад «кривой» наблюдается только в момент называния слов, через час после последнего их прослушивания. Дети смогли назвать 7 слов, что является достаточно хорошим показателем устойчивости слухового внимания. В момент выполнения задания дети внимательно слушали исследователя, даже сосредоточенно сдвигали бровь, и поднимали глаза вверх, как будто мысленно проговаривали про себя слова.
В группе дошкольников, страдающих заиканием самая высокая оценка за выполнение задания – 4 балла. Данный балл характеризует высокий уровень сформированности объёма слухового внимания. Детей с таким уровнем сформированности объёма слухового внимания оказалось четверо. Ребята смогли запомнить и воспроизвести, после многократного повтора, 8- 9 слов. «Кривая» графика постоянно поднимается вверх, что говорит о низкой утомляемости слухового внимания. Спад «кривой» наблюдается только в тот момент, когда детей просили воспроизвести этот же ряд слов, но через час после последнего их прослушивания. (Приложение, с. 5, график №1) В этом случае, количество называемых детьми слов снизилось. Когда детям предложили назвать ряд слов через час после последнего прослушивания, они смогли вспомнить от 3 до 5 слов.
Среди не заикающихся дошкольников, оценку в 4 балла, получили 7 детей. Максимальное количество слов, которое смогли запомнить и воспроизвести эти ребята, равно 9 или 8 словам. «Кривая» графика поднимается вверх у 5 детей, что говорит, о низкой утомляемости. В двух случаях отмечается спад «кривой», но на незначительное количество делений. Через час эти дети смогли воспроизвести так же от 3 до 5 слов.
Похожие статьи:
Формы и виды внеучебной деятельности
Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание ...
Методические основы изучения тем «Обыкновенные дроби и проценты» в школе
Умение решать задачи на дроби и проценты в значительной мере определяются тем, как понятия дроби и процента предварительно сформированы у учащихся. Усвоение же этих понятий для многих учащихся связано с большими трудностями. Трудности в освоении дробей заключаются, в частности, в том, что ученику надо одновременно осмыслить количество долей (числитель), величину их (знаменатель) и осознать их отн ...