Таким образом, можно говорить о том, что основная функция произвольного внимания заключается в активном регулировании протекания психических процессов. Поэтому произвольное внимание характеризуется как целенаправленный, устойчивый процесс, который определяется задачами, поставленными перед ребёнком, и продолжается более или менее длительное время, в зависимости от плана и поставленной задачи. При этом следует подчеркнуть организованный характер деятельности человека, так как ребёнок сознательно направляет своё внимание на исследование объекта, организуя при этом необходимые психические процессы.
Из окружающего мира мы получаем качественно разную информацию: мы видим различные объекты, слышим великое множество звуков, шумов. Исходя из этого, мы можем говорить и о качественном различии внимания. Речь, музыку, различные шумы – информацию подобного рода мы получаем при помощи органов слуха, в этом случае мы говорим о слуховом внимании. Зрительное внимание связано с работой зрительного анализатора, который позволяет целостно воспринимать предметы (цвет, размер, форму).
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом. Так как в данной дипломной работе мы исследуем особенности свойств внимания заикающихся дошкольников, следует более подробно рассмотреть каждое из этих свойств.
Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из вне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Объём внимания – это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Объём внимания – характеристика численная, поэтому её можно установить путём исследования: человеку на короткое время предлагается большое количество информации. То, что он за заданное время успевает заметить, характеризует объём внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.
Ограниченный объём внимания предопределяют другие его характеристики.
Под устойчивостью внимания мы понимаем длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту, к одной и той же задаче. Устойчивость внимания существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает, изучает, а не просто смотрит на него. Чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет внимание. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта, активность личности, эмоциональное состояние, отношение к деятельности и темп деятельности. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени сосредоточенности внимания на одних объектах при его отвлечении от других. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: соответствующая поза, мимика, выразительный живой взгляд, быстрая реакция, торможение всех лишних движений. В тоже время внешние признаки сконцентрированности внимания не всегда могут свидетельствовать о действительном состоянии внимания. Так, например, тишина в на занятии может говорить и полном равнодушии к происходящему. Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация внимания на заданном объекте. Концентрация внимания приводит к такому сужению сознания, что другие, актуальные прежде предметы из него исчезают. Она предполагает, что выделяемое в данный момент, является самым главным.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Похожие статьи:
Программа курса фриволите
Необходимо: · челнок; · нитки; · тонкий крючок для фриволите; · ножницы. Челнок. Плетение выполняется одним или двумя челноками в зависимости от схемы. Челнок можно сделать самим, используя для этого пластмассу, оргстекло, полистирол, металл, дерево и другие материалы. Он представляет собой две изогнутые пластины, соединенные между собой так, чтобы их концы соприкасались, и намотанная нить не про ...
Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...