Речь в процессе эволюционного развития является наиболее поздним приобретением человека и поэтому более ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте, что объясняет возникновение заикания в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей в этом возрасте речь находится на стадии формирования и становления, образующиеся нервные связи еще слабы и легко могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3 летнем возрасте, но чаще всего в возрасте 4-5 лет, когда у ребёнка образуются более сложные условные речевые связи. Ребёнок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, формируется и развивается логическое мышление. В этом возрасте к речи детей предъявляются высокие требования.
Многие авторы обращались к проблеме возникновения заикания, в настоящее время выделены две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся такие факторы, как невропатическая отягощённость родителей или невропатические особенности самого заикающегося. Инфекционные, нервные или соматические заболевания способны ослабить нервную систему ещё не родившегося ребёнка, а для уже родившихся детей особенно опасными являются состояния эмоционального напряжения, страха, что сказывается на нервно-мышечной деятельности речевого аппарата и приводит к судорожному повторению звуков, слогов, слов.
Нельзя исключать и конституционную предрасположенность, а именно, заболевания нервной системы и как следствие, её повышенная ранимость.
Иногда заикание может развиться на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству, в качестве рецессивного признака. В таком случае предрасполагающей причиной, является наследственная отягощённость.
Не менее опасными для растущего ребёнка являются различного рода травмы, которые приводят к поражению головного мозга.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся те периоды жизни ребёнка, в момент прохождения которых, нервная система является наиболее ослабленной, ранимой. Так, например, мы отмечаем ускоренное развитие речи, а именно период от 3 до 4 лет, когда все функции речи быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. Именно в этот период у многих детей отмечается повторение слогов, слов. Не следует забывать и о том, что в возрасте пяти лет оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. В этот момент речевая функция особенно хрупка. Причём более медленное её созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
Но не только ускоренное развитие речи и физическая ослабленность детей относятся к неблагоприятным условиям, здесь так же необходимо отметить и то, что ребёнок может чувствовать себя ущемлённым в общении с окружающими, может возникать внутренний конфликт между требованиями среды и степенью его сознания. Эмоциональная напряжённость, которая нередко приводит к заиканию, может быть следствием недостаточного количества положительных контактов между ребёнком и взрослым.
Базой для развития заикания является и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
Похожие статьи:
Последовательность шагов при обучении
Важно правильно определить цели
! В таблице приложения 1 зафиксирована модель зависимости между уровнями усвоения того или иного элемента содержания и формулировкой соответствующей каждому уровню обобщенной цели, возможными видами конкретизированных целей в действиях, адекватными этим целям методами обучения и соответствующими формами проверки. В процессе целеполагающей деятельности педагог выдел ...
Интеграция
научного познания
Потребность в комплексном осмыслении мира, поиске глубоких связей между отдельными явлениями объективной действительности, выявлении взаимоотношений между различными структурными уровнями материи приводит к взаимодействию и взаимопроникновению наук, к интеграции научного познания. Интеграция – важное условие современной науки и развития цивилизации в целом. Так как нынешняя стадия научного мышлен ...