С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Анализ методической литературы с целью отбора игр и упражнений по формированию свойств внимания различных модальностей;
Проведение формирующего эксперимента и анализ результатов полученных в ходе повторного проведения констатирующего эксперимента, в связи с необходимостью определения эффективности коррекционного воздействия игр и упражнений, представленных в формирующим эксперименте.
Формирующая работа проводилась на базе детского сада №29 «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида».
В данном эксперименте принимали участие 20 дошкольников, страдающих заиканием органического и функционального происхождения.
Отметим следующие направления коррекции внимания включённые в систему логопедической работы по преодолению заикания:
Развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания;
Развитие объёма зрительного внимания;
Развитие переключения и распределения зрительного внимания;
Развитие устойчивости и концентрации слухового внимания.
Для того чтобы привлечь внимание коллектива детского сада к исследуемой проблеме была проведена беседа с воспитателями, логопедом, специалистами, непосредственно работающими с дошкольниками, страдающими заиканием.
В ходе изложения материала педагогам была показана значимость рассматриваемой проблемы: развитие психических процессов, а особенно внимания, теснейшим образом связанного с развитием речи. Поэтому для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания, мы обязаны, наравне с коррекцией речевого недостатка заниматься и коррекцией нарушения формирования внимания.
Все присутствующие были ознакомлены с результатами проведения констатирующего эксперимента. Было отмечено, что уровень сформированности слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием, ниже, чем у дошкольников старшего возраста, речь которых не обременена речевыми недостатками.
Педагогам групп, занимающихся обучением воспитанием и коррекцией речевого нарушения у детей, был предоставлен перечень игр и упражнений, направленных на формирование свойств слухового и зрительного внимания. Было предложено включать игровые задания на развитие внимания, как в ход проведения занятия, так и в свободное от режимных моментов время.
Ниже мы представим систему занятий, которая включает в себя игры и упражнения на развитие свойств слухового и зрительного внимания.
Данная система игр разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в ней предусмотрено повышение уровня сложности предлагаемых заданий.
Так же рекомендуется начинать занятие с игры на создание положительного эмоционального фона, формирования чувства уверенности в себе и своих силах, так как в ходе исследования было замечено, что дети не всегда с желанием идут на контакт как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Игры, способствующие развитию концентрации и устойчивости зрительного внимания
Игра 1. «В магазине зеркал»
Цель: развитие концентрации зрительного внимания. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Похожие статьи:
Учим культуре энергосбережения
Известно, что экономия в любой отрасли народного хозяйства достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства. В последнее время во всём мире наблюдается увеличение потребностей в электроэнергии, растёт потребление энергоресурсов. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у людей нового сознания в области сохранности и эконом ...
Специфика курса ИТ в вузе
Системная модель обучения включает: входные знания, формируемые школьной программной по информатике и информационным технологиям; выходные знания, формируемые вузовской программой по информатике; методики обучения, определяющие эффективность обучения (время обучения и уровень компетенции). Общая характеристика учебной дисциплины информатика. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс ...