Актуальность
работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Объект:
процесс
обучения пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества.
Предмет:
вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков у младших школьников.
Цель:
теоретически обосновать особенности вокального развития детей младшего школьного возраста в условиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Изучить основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста.
3. Дать характеристику вокального развития младших школьников в условиях Центра Детского Творчества.
4. Раскрыть особенности процесса обучения сольному пению.
5. Подобрать наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста по средствам упражнений.
Гипотеза:
успешное вокальное развитие у младших школьников возможно, если:
-
будут учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей;
-
будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков;
-
в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения.
Методической основой
исследования являются: основы возрастной педагогики (Белкин А.С.), основные положения теории и методики развития детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).
Методы
исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а так же анализ и обобщение педагогического опыта.
Разработанные методы и приемы имеют практическую
значимость
и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций, адаптирование программ по предмету «Сольное пение» для центров детского творчества, студий эстетического воспитания, дворцов культуры, детских музыкальных школ и пр.
Опытная работа осуществлялась на базе Центра Детского Творчества города Серова в течение 2009-2010 учебного года. Апробация
была осуществлена путем выступления на педагогических чтениях и на заседании вокальной секции, защитой педагогического проекта в городе Серове.
Похожие статьи:
Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации
внеурочной деятельности
Теория и практика учебной деятельности создавалась Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как способ исследования возрастных возможностей школьников. В постсоветские времена из исследовательского способа эта образовательная система превратилась в социальную практику, а эта практика предъявила к изыскателям учебной деятельности как формы развития школьников новые, неакадемические требования. В первую оч ...
Программа курса фриволите
Необходимо: · челнок; · нитки; · тонкий крючок для фриволите; · ножницы. Челнок. Плетение выполняется одним или двумя челноками в зависимости от схемы. Челнок можно сделать самим, используя для этого пластмассу, оргстекло, полистирол, металл, дерево и другие материалы. Он представляет собой две изогнутые пластины, соединенные между собой так, чтобы их концы соприкасались, и намотанная нить не про ...