В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе МДОУ “Детский сад №1 “Первоцвет” г. Чебоксары.
Для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны четыре методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной: «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь», «Три слова», «Придумай рассказ».
Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.
Методика «Дорисовывание фигур» использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.
Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек.
Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.
Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:
принятие задания;
характер рисунка;
детализированность рисунка;
место элемента в общем рисунке.
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений. Полученные данные заносились в протокол.
Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:
К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей
Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.
Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.
В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:
Низкий уровень: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Высокий уровень: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка. В экспериментальной и контрольной группах использовались аббревиатуры ЭГ и КГ.
На рис. 1. приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.
Рис.1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы
Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы вдвое больше испытуемых с высоким уровнем воображения (50%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно меньше детей со средним уровнем (20%) по сравнению с экспериментальной группой (50%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на одного испытуемого больше (40%), чем в контрольной группе (30%).
К высокому уровню были отнесены 50% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.
Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:
давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;
рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;
предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.
Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.
Миша П. (экспер. группа), просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все».
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Миша. Завод. Там машины делают.
Экспериментатор. Почему ты нарисовал завод, а не что-то другое?
Миша. Не знаю. Мне показалось, что это завод.
С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.
На среднем уровне оказалось 50% воспитанников экспериментальной группы и 20% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:
дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;
всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Обратимся к конкретному примеру.
Миша Р. (экспер. группа) долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.
Похожие статьи:
Психологический и педагогический подходы к пониманию
саморазвития
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионально ...
Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...