На низком уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группах не оказалось ни одного ребенка.
В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Три слова» можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые, о чем свидетельствует отсутствие низкого уровня воссоздающего и творческого воображения.
Методика «Придумай рассказ» использовалась для выявления творческого воображения.
Ребёнку предлагали придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение 2 минут, это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка.
Творческое воображение ребёнка в данной методике оценивалось по следующим признакам:
скорость придумывания рассказа.
необычность, оригинальность сюжета рассказа.
разнообразие образов, используемых в рассказе.
проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
Для выводов использовались следующие критерии:
Первый признак:
2 балла: если ребёнку удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 секунд.
1 балл: когда на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.
0 баллов: если за минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.
Второй признак:
0 баллов: если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал.
1 балл: если ребёнок привнёс в виденное или слышанное им что-либо новое от себя.
2 балла: если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, необычен и оригинален.
Третий критерий:
0 баллов: если в нём с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событии, вещи), причём с очень бедными характеристиками этого персонажа.
1 балл: если в нём встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.
2 балла: когда в рассказе имеются 4 и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Четвёртый признак:
0 баллов: если персонажи (события, вещи) в рассказе только называются ребёнком и никак дополнительно не характеризуются.
1 балл: если, кроме названия, указывается ещё 1-2 признака.
2 балла: если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются 3 и более признаками.
Пятый признак:
0 баллов: если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождается никакими эмоциями со стороны самого рассказчика.
1 балл: если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ.
2 балла: если сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями.
Основываясь на данные признаки и критерии, мы делали общий вывод об уровне развития:
10 баллов: очень высокий уровень
8-9 баллов: высокий уровень
4-7 баллов: средний уровень
2-3 балла: низкий уровень
0 балл: очень низкий уровень
Остановимся на результатах данного экспериментального занятия (рис.4.).
На высоком уровне дети экспериментальной и контрольной групп (по 10%) придумывали рассказ в течение 30 секунд. Сюжет рассказа был придуман ребенком. В рассказе имелось 2-3 персонажа, охарактеризованные 1-2 признаками. Передача рассказа была достаточно эмоциональна и выразительна. Обратимся к конкретному примеру.
Рис.4. Распределение испытуемых по степени интенсивности творческого воображения
Миша П. (экспер. группа). Жил-был дворец. Он был живой, как в сказке. Тут проходила бабушка. А дворец спал. Она нашла трещину и зашла туда. Там была лестница. Она хотела на нее забраться, но лестница с треском упала. «Кто вы?» - спросил дворец. «Я – бабушка», - ответила она. «А что здесь делаете?» «Я думала здесь люди есть». «Нет здесь никого. Уходите», - сказал дом. И прогнал бабушку.
На среднем уровне предлагаемое задание выполнили 50% воспитанников экспериментальной группы и 60% воспитанников контрольной группы. Дети придумывали рассказ так же быстро, как и дети с высоким уровнем, но чаще всего пересказывали то, что они слышали ранее. Эмоции были едва выражены и слушатели слабо реагировали на рассказ. Как правило, дети пересказывали рассказы и сказки, которые им читали в детском саду и дома. Иногда дети использовали сказочных персонажей в придуманных ими историях. Например:
Даша И. (экспер. группа). Жили-были дед да баба. Были у них петух и собака. Они ушли. Собака жила у дерева. А петух забрался на дерево. Тут пришла лиса и говорит петуху:
- Пойдем ко мне в гости.
- Нет, я без хозяина не могу.
- А где твой хозяин?
- Он в дупле ночует.
Лиса прыгнула в дупло. А собака ее за нос укусила.
Похожие статьи:
Сюжетно-дидактическая игра «Новогодняя елка»
Цели: Способствовать формированию у детей ориентировки во времени, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, дать представление о невидимых нитях в природе, познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных с этим деревом. Материалы: елочные шарики с цифрами, снежинки, костюмы к игре, самодельные елки, макет автозаправки, коробки с игрушками, счетный материал с изображени ...
История Нежинского государственного Университета имени Н.В. Гоголя
Мысль об открытии на левобережье высшего учебного заведения давно волновала передовых людей Украины. Это хотели сделать и Иван Мазепа, и Кирилл Разумовский. Был даже разработан проект, строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветы не дала осуществиться этим планам. Только в начале ХlХ века в Украине были открыты университет в Харькове, Высшая Волынская гимназия в Кременце ...