Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 2

Сначала педагог подробно объясняет тему урока, раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета, композиции, построения линейного рисунка и цветового решения. Второй, длительный этап урока - самостоятельная работа учащихся. Заключительный этап работы - просмотр и анализ выполненных рисунков.

Порядок подготовки и выполнения учащимися рисунка к литературному произведению:

Выбор сюжета;

Компоновка;

Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

Выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;

Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

Важнейшим и более сложным этапом в работе школьников над иллюстрированием литературного произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу сюжетного решения рисунка школьника. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу с учащимися.

Когда композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, т.к. оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации.

Надо сделать так, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности и т.д. Только после решения поставленных задач в эскизе можно разрешать ученику приниматься за основной рисунок. В конце урока необходимо дать ученикам задание на зарисовки отдельных фигур людей, деревьев, домов и пр., то, что пригодится им для выполнения итогового рисунка.

На втором уроке, ученики начинают выполнять основной рисунок, используя эскизы и наброски, которые были выполнены ими на прошлом занятии. Если же эти наброски не помогают детям, то учитель обязан помочь им собственными зарисовками на доске, либо предлагает написать тот или иной предмет прямо с натуры. При появлении же других проблем (проблем с композицией, цветовым решением работы) у детей, учитель может использовать дидактический материал.

Если в конце урока работа не закончена, ученик завершает её дома.

В конце урока нужно организовать обсуждение работ, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию. При анализе работ ученики могут высказывать свои мнения. По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением всему классу можно вести индивидуальную работу с каждым учеником, в том числе и с одаренными детьми. Давать им более сложные задания, привлекать их в качестве консультантов при проверке работ на отдельных этапах урока.

Вторая методика предназначена для учащихся начальной школы.

Автор этой методики - Алабина Раиса Игнатьевна, учитель начальных классов, город Москва, ГБОУ СОШ № 18. Методика разработана по программе Б.М. Неменского .

Для младших школьников для тематического рисования, по мнению автора методики, наиболее подходит сказка, так как она развивает воображение, образное мышление и фантазию у маленьких детей. В процессе обучения, лучше использовать те сказки, которые дети очень хорошо знают. Кроме того, желательно, чтобы сказка имела несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты, её сопровождающие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Проявление заикания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными ...

Технологии используемые мной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика»
Отношения детей инвалидов и здоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года я работала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. В ходе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявила результат эффективной работы кружка «Тесто-пластика». Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как век ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru