Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Новая педагогика » Формирование и развитие умений и навыков работы над графической иллюстрацией у школьников » Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике

Страница 6

Календарно-тематическое планирование на тему "книжная иллюстрация"

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Цель урока

Материалы

Задание детям

Задачи

ЗУН

Творческие способности

Младшая школа. Знакомство с книжной иллюстрацией. Определение творческого потенциала

1 класс 1 четверть

Тема: "Моё любимое литературное произведение"

Тип: Сообщение нового материала

Вид: Тематическое рисование

Цель урока:

Познакомить учеников с видами книжной графики, ведущими художниками-иллюстраторами и их творчеством.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию-заставку к любимому стихотворению.

Материалы: На выбор учеников

Задачи: Познакомить учеников с элементами оформления книг; развить художественный вкус, наблюдательность, память, аналитические навыки. Закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение использовать различные виды иллюстраций, различные декоративные, живописные и графические техники. Умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность.

Творческие способности:

Способность создавать иллюстрации к книжным произведениям, способность эстетического восприятия произведения, способность с ассоциативно-образному мышлению.

1 класс 3 четверть

Тема: "Сказки"

Тип: Закрепление новых знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Изучить технику аппликации.

Задание детям: Создать иллюстрацию-аппликацию к сказке "Золотая рыбка".

Материалы: Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Задачи: Улучшить зрительную память, развить творческую активность, ручную умелость, воображение, композиционные навыки.

ЗУН: Умение компоновать рисунок на листе, аккуратность, точность, внимательность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, эстетический вкус.

2 класс 2 четверть

Тема: "Зимушка-зима"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН.

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Сформировать композиционное мышление, зрительную память.

Задание детям: Нарисовать "иллюстрацию на полях" для стихотворения Тютчева "Чародейкою зимою".

Материалы: Гуашь, бумага.

Задачи: Научить использовать выразительный язык цвета, развить аналитические навыки, навыки рисования по воображению, по памяти, совершенствование художественных способностей, развитие композиционных навыков.

ЗУН: Умение выразить общее состояние стихотворения с помощью цвета и композиции, аккуратность, внимательность.

Творческие способности: Воображение, творческое восприятие, ассоциативно-образное мышление, эстетический вкус, композиционное мышление.

2 класс 5 четверть

Тема: Путешествие в сказку

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Научить детей грамотно использовать художественные возможность цветных карандашей.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок Ш. Перро по выбору ("Золушка" или "Кот в сапогах").

Материалы: Цветные карандаши, бумага.

Задачи: Развить "ручную умелость", закрепить ранее полученные знания о композиции, развить графические навыки, усидчивость.

ЗУН: Умение использовать ранее изученные техники рисования, внимательность, ассоциативное и композиционное мышление.

Творческие способности: Эстетический вкус, воображение, творческое восприятие, пространственное мышление.

3 класс 3 четверть

Тема: "Трое из Простоквашино"

Тип:

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Совершенствовать работу с акварельными и гуашевыми красками, развить пространственное восприятие, умение работать поэтапно.

Задание детям: На фоне пейзажа нарисовать любимых (ого) персонажей (жа) из произведения Э.Н. Успенского "Дядя Фёдор, Пёс и Кот".

Материалы: Гуашь, акварель, бумага.

Задачи: Формировать композиционные навыки, совершенствовать навыки рисования по воображению, закрепить ранее полученные ЗУН, ознакомить с основами цветоведения, развить фантазию.

ЗУН: Композиционное, пространственное мышление, ассоциативное и творческое мышление.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, эстетический и художественный вкус.

3 класс 5 четверть

Тема: "Добро и зло в сказках Г.Х. Андерсена"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Нарисовать разворотную иллюстрацию к произведению и показать на ней противостояние добра и зла.

Задание детям: Создать иллюстрацию к произведению Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Материалы: Любые на выбор.

Задачи: Развить фантазию, творческое и композиционное мышление, развить навыки поисковой и аналитической работы, навыки создавать по воображению художественные образы.

ЗУН: Ассоциативное и творческое мышление, умение применять в работе ранее изученные графические и живописные техники в рисунке.

Творческие способности: Художественный вкус, способность эстетического восприятия литературного произведения, способность анализировать материал и свою работу.

Средняя школа. Работа с техниками

4 класс. Декор

4 класс 2 четверть

Тема: Новогоднее волшебство

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с творчеством писателя Гофмана, развить художественный вкус, фантазию.

Задание детям: Создать декоративную иллюстрацию-заставку с буквицей в цвете к сказке "Щелкунчик и крысиный король"

Материалы: Гуашь, акварель, цветные карандаши.

Задачи: Развить ручную умелость, ассоциативно-образное, мышление, фантазию, совершенствовать навыки рисования по воображению, учить учащихся самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение использовать выразительный язык цвета, умение выразить основную мысль текста в рисунке

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

4 класс 4 четверть

Тема: Мифы Древней Греции

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей со шрифтами, шрифтовой композицией.

Задание детям: Создать стиль шрифта (алфавит), который бы подошел для книги "Легенды и мифы Древней Греции"

Материалы: Черная гелевая ручка, черный маркер, тушь, перо.

Задачи: Развивать ассоциативно-образное мышление; развивать эмоционально-эстетическое восприятие мира; творческое мышление; пространственное мышление; закрепить ранее полученные ЗУН, развить графические навыки.

ЗУН: Умение грамотно использовать черно-белую гамму и пятно в рисунке.

Умение выразить основную мысль текста в рисунке

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

5 класс. Графика

5 класс 2 четверть

Тема: "Чёрно-белое"

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с выразительными приёмами графики.

Задание детям: Создать черно-белую иллюстрацию к произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Материалы: Карандаши (простые), ластики, бумага

Задачи: Развить конструктивный, графические навыки, освоить закономерности композиции, развить собственный стиль, усидчивость, аккуратность. Развить творческое воображение. Закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение грамотно использовать черно-белую гамму, и линию как таковую, в рисунке, умение стилизовать предметы.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, ассоциативно-образное мышление, эстетический вкус.

5 класс 3 четверть

Тема: "Фантастический мир"

Тип: Комбинированный

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Развить пространственно-образное мышление, фантазию, аналитические навыки.

Задание детям: Создать иллюстрацию к произведению "Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф". Попытаться передать волшебную атмосферу в рисунке.

Материалы: Гелевая ручка, маркер, тушь, бумага.

Задачи: Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературных произведений.

Формировать представление о жанре фэнтези; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру. Развивать ассоциативно-образное мышление, развивать навыки поисковой работы; Учить учащихся самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке, умение использовать ранее изученные техники.

Творческие способности: Эстетический вкус, композиционное и пространственное мышление, воображение.

6 класс. Цветная иллюстрация

6 класс 1 четверть

Тема: Человеческая доброта

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать любовь к животным, совершенствовать работу с цветными карандашами.

Задание детям: Нарисовать цветную иллюстрацию к рассказу "Каштанка". Отразить в ней человеческую доброту.

Материалы: Цветные карандаши

Задачи: Развивать художественные способности, фантазию; формирование художественно-творческой активности; формирование эстетического вкуса; развитие ассоциативно-образного мышления,

развитие аналитических навыков.

ЗУН: Умение выразить мысль текста в рисунке; умение использовать ранее изученные граф. техники в рисунке; аккуратность; внимательность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус; эстетическое отношение к искусству.

6 класс 5 четверть

Тема: Жестокость

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать чувство сопереживания в детях, совершенствовать навыки работы с акварелью.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к "Чучелу". Отразить в ней человеческую жестокость.

Материалы: Акварель, акварельная бумага

Задачи: развивать навыки рисования с натуры и по памяти, ассоциативно-образное мышление, формирование творческой активности, развитие аналитических навыков.

ЗУН: Умение использовать живописные приёмы и цветовую гамму в работе, аккуратность, внимательность.

Творческие способности: Воображение, творческое восприятие, композиционное и пространственное мышление.

7 класс. Обобщение

7 класс 3 четверть

Тема: Время рыцарей

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать в детях интерес к истории, средневековой культуре.

Задание детям: Нарисовать динамичную, цветную разворотную иллюстрацию к произведению Р. Грина "Приключение Короля Артура и рыцарей круглого стола".

Материалы: Гуашь, бумага.

Задачи: Развивать навыки рисования по памяти, воображению; развивать художественно-эстетический вкус, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление

способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира.

ЗУН: Умелое применение цветовой гаммы в рисунке; знание основ цветоведения, навыки рисования по воображению умение выразить основную мысль текста в рисунке.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

7 класс 4 четверть

Тема: Приключения

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Ознакомить детей с выразительными приёмами мягких материалов.

Задание детям: Создать рисунок на полях (обрамление страницы) для произведения М. Твена "Приключения Гекельберри Финна" используя мягкие материалы.

Материалы: Мягкие материалы (соус, сангина, сепия, пастель, уголь)

Задачи: Развить аналитические и композиционные навыки, навыки рисования по воображению и с натуры, развивать фантазию, креативность; учить учеников самостоятельно проводить анализ произведений.

ЗУН:

Умение использовать ранее полученные графические техники, аккуратность, внимательность, точность, умение выигрышно использовать монохромную цветовую гамму в рисунке.

Творческие способности:

Композиционное и пространственное мышление, эстетическое отношение к искусству книги, креативность, творческая активность.

Старшая школа. Итоги работы

8 класс. Графика

8 класс 2 четверть

Тема: "Обложка к тайне"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Показать в своем рисунке атмосферу таинственности, загадочности данного романа с помощью ранее приобретенных ЗУН.

Задание детям: Создать иллюстрацию-обложку к серии романов Артура Конана Дойля "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Материалы: Черная гелевая ручка, тушь, перо, черный маркер.

Задачи: Развивать аналитические навыки; навыки создавать по воображению художественные образы графическими материалами; совершенствовать художественные способности; развивать фантазию, воображение; учить учеников самостоятельно производить анализ произведений.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Ассоциативное мышление; воображение; креативность; композиционное мышление.

8 класс 4 четверть

Тема: " Notre dame de Paris. Красота и уродство"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Создание иллюстрации к роману.

Задание детям: Ученики самостоятельно должны проанализировать произведение "Собор парижской богоматери" и выразить в своем ЦВЕТНОМ рисунке мысль о красоте и уродстве (с помощью ранее приобретенных знаний)

Материалы: Любые, на выбор учеников

Задачи: Развивать навыки рисования по памяти, воображению; развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, окружающей действительности; развивать художественно-эстетический вкус,

способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира.

ЗУН: Умелое применение цветовой гаммы в рисунке; знание основ цветоведения, навыки рисования по воображению умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, пространственное мышление, эстетический вкус.

9 класс. Цвет

9 класс 1 часть

Тема: "Автор в поисках работы или рисунок словами"

Тип: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Воспитать эстетический вкус, совершенствовать ранее полученные ЗУН.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к рассказу одного из своих одноклассников, так чтобы автор смог узнать свою идею в чужом рисунке.

Материалы: Гуашь, акварель, акварельные карандаши.

Задачи: Учить творчески относиться к собственной деятельности; развитие ассоциативно-образного мышления; развивать навыки поисковой работы; умение работать по памяти и воображению.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность, эстетический вкус; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Развивать графические навыки; эстетическое, эмоциональное воображение; совершенствовать конструктивные навыки; пространственное и композиционное мышление.

9 класс 3 четверть

Тема: "Поэзия в рисунке"

Тип: Закрепление знаний

Вид: Тематическое рисование

Цель урока: Помочь каждому ученику выразить идею выбранного стихотворения, воспользовавшись приобретенными знаниями.

Задание детям: Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению (русская поэзия).

Материалы: Цветная пастель, пастельная бумага.

Задачи: Развивать ассоциативно-образное мышление; способность анализировать материал; развивать зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира; закрепить ранее полученные ЗУН.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность, точность, креативность, умение работать с мягким материалом (пастелью)

Творческие способности: Воображение; творческое восприятие; эстетический вкус; композиционное мышление.

9 класс 5 четверть

Тема: "Мир из слов"

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид: Тематическое рисование (зачетный урок)

Цель урока: Создать "серийные" иллюстрации

Задание детям: Написать небольшой рассказ и проиллюстрировать его (создать несколько иллюстраций А4 формата) воспользовавшись ранее усвоенными знаниями.

Материалы: Любые, на выбор учеников.

Задачи: Учить творчески относиться к собственной деятельности; умение фантазировать; развивать креативность; навыки поисковой работы, развивать ассоциативно-образное мышление, чувство прекрасного, художественный вкус.

ЗУН: Умение выразить основную мысль текста в рисунке; аккуратность, точность; внимательность; эстетический вкус; самовыражение; креативность; умение использовать ранее изученные техники в рисунке.

Творческие способности: Воображение и творческое восприятие, композиционное мышление, знание перспективы, светотени, воображение., навыки пространственного изображения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологических представлений и положительного отношения к объектам природы посредством использования метода графического моделирования использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы ...

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru